Кого освобождают от уплаты налога на тунеядство?

В рабочем порядке

Новости о налоге на тунеядство не сходят с новостных лент. Так в народе прозвали сбор на финансирование госрасходов, введенный еще в 2015 году. Собирать его начали осенью прошлого года. Страсти накалялись: одни получили извещения по ошибке, другие жаловались — мол, нечем платить сбор. Впрочем, уже на первых порах было ясно: документ не идеален. Но мы как-никак первопроходцы в этом деле. Сейчас в первоначальный документ внесены изменения. Кого освободят от уплаты сбора? И с чем сталкиваются те, кто получил “письма счастья”?


Перед Новым годом фермеру из Брагина Анатолию Игнатенко пришло письмо. Но вместо поздравлений с наступающими праздниками в нем было извещение от налоговой: нужно уплатить сбор на финансирование госрасходов за 2015 год, сумма — 360 рублей.

— Очень удивился, — вспоминает Анатолий Александрович. — Ведь я весь год работал. У меня 2,5 гектара земли, своя техника, сам выращиваю овощи и фрукты, продаю их — все легально.

Оказалось, проблема была в сроках оформления земельного участка — его выделили еще в 2014 году, разрешили разрабатывать, но окончательно все документы землеустроительная служба подготовила только летом 2015-го. Поэтому фермера и причислили к социальным иждивенцам.

Со своей проблемой Анатолий обратился к местным властям. Принес документы, которые подтверждают, что фермерством он занимался и в первой половине года. Написал заявление на освобождение от уплаты сбора. Через две недели получил положительный ответ.

Анатолий Игнатенко — не единственный, кто пришел в исполком с просьбой освободить от уплаты сбора. Николай Ковалек, председатель Брагинского районного Совета депутатов, говорит, что поступило девять таких заявлений:

— От уплаты сбора освободили всех обратившихся. Ситуации у людей разные. Например, были те, кто обращался, потому что ухаживал за больным супругом. Один мужчина перенес инсульт, ему 59 лет. Он обращался в МРЭК, инвалидность ему не дали. Некоторое время в 2015-м он стоял на учете по безработице. Работы не нашлось, но и он и не мог работать по состоянию здоровья. Больница делала письменное обоснование.

Люди с аналогичными просьбами продолжают приходить. Молодой человек до 22 мая 2015-го служил в армии, потом пытался устроиться на работу в милицию и МЧС, но не прошел по состоянию здоровья. Другой пример — эпилептик, есть медицинское заключение. На работу мужчину с таким диагнозом не берут. А жить-то надо! Однако с этими историями еще предстоит разбираться, говорит Николай Ковалек:

— Решение принимает специальная комиссия по реализации декрета, созданная при исполкоме, — Совет депутатов делегировал ей свои полномочия. В нее входят специалисты из разных сфер — представители исполкома, налоговой инспекции, поликлиники. То есть сформирован круг лиц, которые благодаря своей компетенции могут вынести справедливое решение.

Шероховатостей с реализацией декрета, наделавшего немало шума, избежать не удалось. Впрочем, удивляться здесь нечему, считает депутат Палаты представителей, кандидат экономических наук Валерий Бороденя:

— Документ, который распространяется на всю страну и каждого задевает, сразу не может быть идеальным. Он должен постоянно совершенствоваться и учитывать все новые и новые аспекты. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что время, когда писался декрет, было одно — наша экономика росла десять лет подряд, а когда его начали применять, — другое, ВВП стал падать. Наблюдался рост безработицы, и это несколько осложнило реализацию декрета.

Нюансы были вполне ожидаемы. Ведь собрать ту же базу плательщиков — задача не из простых. Делать это пришлось впервые — нужно было свести воедино и проанализировать сведения от более 27 госорганов и свыше 82 тысяч организаций. Огромный массив информации. Неудивительно, что были случаи, когда “письма счастья” получали те, кто уже несколько лет живет за границей, а также мамы-декретницы, студенты очной формы обучения и прочие категории граждан, которым платить сбор не нужно.


Впрочем, этот нюанс был предусмотрен в документе изначально. А полностью автоматизировать процесс невозможно: к примеру, у нас нет границ со странами Евразийского союза, а значит, узнать, что человек ездил на заработки в Россию или Казахстан, можно лишь у него самого. Если возникла ошибка или у налоговой просто не оказалось некоторых сведений и нужны пояснения, извещение можно аннулировать в течение 30 дней после его получения. Достаточно обратиться в налоговый орган и представить документы, которые подтверждают право не платить сбор.

Однако нашлись моменты, которые действительно потребовали корректировки. В первоначальный документ внесли некоторые редакционные правки (например, что касается пенсионного возраста), расширили круг тех, кому не нужно платить сбор, по некоторым пунктам нормы ужесточили.

Но самое важное изменение касается тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Очевидно, что принципу “лес рубят — щепки летят” здесь не место. Описать все многообразие жизненных перипетий в нормативно-правовом акте невозможно, так что право принимать решение дали местным властям: теперь они могут освобождать от уплаты сбора граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Что важно — без учета имущественного положения гражданина (эта норма уже предусмотрена Налоговым кодексом). С конкретными примерами приходилось сталкиваться во время реализации декрета: те же трудоспособные дети, ухаживающие за больными пожилыми родителями, матери детей старше 7 лет с особенностями психофизического развития. Михаил Рассолько, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам, подчеркнул: “Изменения в декрет были вызваны жизненной необходимостью. Получился симбиоз того, что требовали и законодательство, и жизнь”.

Так или иначе, даже с учетом всех нюансов свою эффективность декрет в определенной мере доказал. Сбор уже оплатило около 28 тысяч граждан — это принесло в бюджет более 8,5 миллиона рублей. Впрочем, пополнение казны не было основной целью нововведения. Главные задачи — вывести из тени зарплаты “в конвертах” и нелегальный бизнес, а также стимулировать к труду тех, кто может работать, но не хочет.

Результат налицо. В органах по труду, занятости и соцзащите после принятия декрета наблюдался ажиотаж — в одно время на место сторожа в Минске претендовало более 100 человек! Многие, правда, становились на учет исключительно для галочки, но этот момент при внесении изменений учли: теперь не платить сбор смогут лишь те зарегистрированные безработные, кто исправно выполнял свои обязанности.

О многом говорит и тот факт, что нашим опытом уже заинтересовались соседи. Сейчас вопрос введения сбора с тех, кто получает доход, но не участвует в финансировании фондов социального страхования, обсуждается в России. Озвучивается сумма 20—25 тысяч российских рублей — это около 340—430 долларов. Платить сбор будут сами тунеядцы или их наниматели (например, если речь идет о домработницах и гувернантках). Не исключено, что наши наработки найдут применение и в других странах. Ведь та идея, что финансировать государственные расходы должен каждый, — правильная, уверен Валерий Бороденя:

— Декрет не направлен против тех, кто живет бедно. Наоборот — он для тех, у кого есть дом, квартира, автомобиль, но он налогов не платит и не участвует в финансировании госрасходов. Такое положение дел многих не устраивает, так как подрывает чувство социальной справедливости. Думаю, по мере совершенствования декрета мы достигнем поставленных целей.

Закон общего котла прост лишь в теории. На деле предусмотреть все повороты судьбы отдельно взятого человека фискальный механизм не в силах. Тонкости есть всегда. И с этим нужно считаться. Главное — вовремя увидеть недочеты и не медлить с их исправлением.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter