О национальной идее Беларуси

В чем идея?

Анатолий Тарас о национальной идее

Анатолий Тарас написал, отредактировал, издал десятки книг, некоторые из них стали бестселлерами, и в отличие от многих сочинений, написанных «маститыми» историками и литераторами, эти книги не пылятся на полках в магазинах и не заканчивают свой век на Осиповичском картонно–рубероидном заводе, где десятками лет макулатуру, в том числе и в золоченых обложках, превращали в стройматериалы.


С Тарасом спорят с пеной у рта и «правые», и «левые», из себя выходят «национально ориентированные историки» и печалятся ревнители древлего советского благочестия, обществоведы — жаль, что все эти вопли и скрежет зубовный так же далеки от хорошего тона, как профессиональный бокс от душевного чаепития... И все потому, что Тарас имеет собственный взгляд — причем на самые известные и даже освященные догмой вещи! — а также одарен уникальной способностью так аргументировать самые экзотические доводы, что все выходящее из–под его пера (компьютера) читать и интересно, и увлекательно. Тарас, конечно, не принадлежит к числу шарлатанов, пишущих сценарии для телепередач вроде «Секретной территории» под конферансом Прокопенко, которые задурили головы миллионов фантастическими баснями вроде прелестей Шамбалы или «новым толкованием» каббалистических знаков на стене бывшей рейхсканцелярии. Тарас не опускается до глумления типа доказательств того, что Пинщина является родиной слонов, а у насельников Муховичей предками были непосредственно Зевс и Гера. Тарас любит парадоксы, неожиданные выводы, но это всегда любопытно и со всех точек зрения сделано талантливо и уважительно к истории, людям, историческим фактам. Хотя прикосновение к его книгам это всегда легкий ожог, «культуршок» и — желание поспорить.


Потому что (с разных точек зрения) Тарас очевидно субъективен, а стало быть, не всегда прав...


Хотя уровень споров, нет–нет да и попадающих на страницы прессы (либо в интернет), в большинстве своем — «нашенский». Т.е. это обвинительные спичи и, к сожалению, малодоказательные, зато зачастую вполне бесцеремонные.


Вот в «НН» слово берет гродненский историк Александр Кравцевич. Опять же вполне узнаваемо — места оригинальным мыслям в его статье мало, зато эмоциям — простор! Просторно также «ярлыкам», причем в духе известных времен, а также изумительным комментариям, которые господин Кравцевич упаковывает в элегантную форму. Он, «полемизируя», то и дело пишет: «Неправда, что...» А далее ставится точка: догадайся, мол, сама, в чем неправ Тарас и что имел в виду Кравцевич...


Такой чудесный фон «дискуссии» может вызвать лишь интерес к противоречивой деятельности и творчеству Анатолия Тараса, ведь так или иначе на сегодняшнем интеллектуально–философско–историческом etc. полях нашей жизни эта личность внимание к себе привлекает!

Совсем скоро родится новая игра под названием Симс 4 заходите на сайт sims4neo.ru и следите за новостями
Вот поэтому, совсем не разделяя многие взгляды и позиции господина Тараса, мы решили встретиться с ним и поговорить об одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем духовной жизни — о национальной идее.


— Анатолий Ефимович, что такое в вашем понимании национальная идея? Это набор неких заповедей, лозунгов или же это что–то вроде новой идеологической конструкции, новой концепции развития общества?


— У нас уже давно говорят и пишут о необходимости разработки национальной идеи. Этой теме посвящено немало публикаций. Но, читая их, ловишь себя на мысли, что авторы сами довольно смутно понимают суть вопроса. Четкие формулировки отсутствуют. Почти все авторы, пишущие на эту тему, строят многоуровневые схемы с целым набором соподчиненных компонентов. А для объяснения этих схем пишут толстые книги.


Так, доктор исторических наук Олег Слука в 2005 году издал книгу «Нацыянальная iдэя — шлях народа» — 428 страниц. А доктор политологии Анатоль Остапенко через 5 лет издал книгу с мудреным названием «И где зродилися и ускормлены суть по Бозе. Дослед беларускага нацыяналiзму», в которой уже 734 страницы. Я прочел обе. Но ответа на вопрос, что же такое национальная идея, в них не нашел. Сам я не занимаюсь исследованием этой темы. Лично мне пока достаточно лозунга: «Беларусь превыше всего».


— Этот лозунг вызывает определенные ассоциации...


— Понимаю, к чему вы клоните. Говорят, что он перекликается с лозунгом нацистов «Германия превыше всего». Ну, во–первых, с этих слов начинается «Патриотический гимн немцев», написанный в 1841 году. При чем здесь гитлеровские национал–социалисты? Во–вторых, в 1912 году известный российский публицист Александр Суворин издал сборник своих статей, который назывался «Россия превыше всего». Почему русским можно, а нам нельзя? В–третьих, лозунг «Беларусь превыше всего» выражает суть национальной идеи. Если я белорус, то для меня важнее всего не какие–то зарубежные интересы, традиции, принципы, для меня самое главное — моя родная Беларусь, ее интересы.


— Ну все, что писал и говорил Суворин, — отнюдь не Нагорная проповедь. Суворин из-за своего радикализма был в свое время мишенью для насмешек... Но к теме: немало стран спокойно живут и развиваются без национальной идеи...


— До поры до времени. Как правило, такие страны раздирают внутренние противоречия. Например, Украина. Там нет национальной идеи, которая бы консолидировала всю страну. Запад говорит одно, восток другое... Вдобавок и эти три части не являются монолитными, там есть самые разные политические течения.


В Беларуси тоже нет общей национальной идеи. Но есть хотя бы понимание, что она нужна. Давайте думать, обсуждать, формулировать. Искать то, вокруг чего может объединиться основная масса людей. Нравимся мы друг другу или не нравимся, договариваться надо. У нас ведь один народ, одна земля, одна судьба.


— Каждый народ имеет свои ментальные особенности. Нужно ли это учитывать при поиске объединяющего начала?


— Конечно! Ведь национальная идея должна объединить абсолютное большинство людей. И она должна быть конструктивной — задавать цель, перспективу развития всему обществу и каждому его члену. Общим для белорусов является чувство исторической обиды. Для этого есть основания. В прошлом нас завоевывали, делили, объединяли. Но на чувстве обиды невозможно что–то построить. Я не говорю, что надо забыть о прошлом. Знать свое прошлое необходимо, чтобы лучше понимать себя. Но смотреть надо в будущее.


Сегодня происходит превращение населения Беларуси из этнического сообщества в политическую нацию. Да, у нас проживают русские и украинцы, поляки и евреи, татары и представители еще 140 этносов, но наша страна — Беларусь и нация формируется белорусская. А тем, кто не считает себя белорусами, надо определиться: кто они? Белорусы того или иного этнического происхождения, или же иностранцы, по каким–то причинам проживающие здесь.


— Что можно положить в основу белорусской национальной идеи? Какие религиозные, культурные ценности, нравственные принципы и идеалы?


— Я не вижу сегодня у белорусов общих для всех религиозных ценностей. Две трети населения фактически неверующие: не надо путать веру и суеверия. Для многих вера ограничивается фактом крещения. А верующая часть разделена на православных, католиков, баптистов и членов многих мелких сект, вплоть до кришнаитов.


Культура? Традиционной крестьянской культуре в современном городе просто нет места. Одеждам, обычаям, играм, песням, танцам — ничему. Даже сказкам. Они все про глупых панов и умных мужиков. Хотя панов давно нет. Да и лубочных «мужиков» тоже... Посмотрите на вкусы, моду, увлечения нашей молодежи в возрасте от 14 до 28 лет. Что там белорусского?


Нравственные принципы? А разве существует моральный кодекс «настоящего белоруса»? Был когда–то «моральный кодекс строителя коммунизма». Все над ним потешались. Но у нас сейчас нет даже такого! Нет идеального образца, на который можно было бы равняться. А молодежи это нужно, хотя сама молодежь этого не понимает и склонна бунтовать.


А кто строго соблюдает десять заповедей? Никогда не лжет, не крадет, не прелюбодействует? Не поклоняется кумиру в облике «золотого тельца»? Мы ведь все время скулим, что денег мало. Ложь по мелочам давно вошла в привычку...


Именно поэтому я и мои единомышленники пытаемся искать объединяющие моменты в нашей истории. Великой и трагической одновременно. Только она у нас одна для всех, другой нет. Ее надо изучать, чтобы знать, наследниками кого и чего мы являемся, и чтобы понимать: куда мы идем, что нам надо? Вот спроси сейчас любого о предках, он в лучшем случае знает прадеда. А дальше, в глубь веков? Человек, не знающий своих корней, и человек, гордящийся предками, — это совсем разные люди. Вот я и говорю, что мы должны строить белорусскую национальную идею, отталкиваясь от своей истории и своей традиционной культуры. То есть — извлекая уроки из прошлого.


— А была ли национальная идея у белорусов во времена ВКЛ?


— Не было тогда белорусов. Были русины и литвины. ВКЛ — государство предков белорусов, как Московия — государство предков русских. В те времена не было и национальной идеи. В феодальную эпоху люди служили монархам, а не государству. Сегодня белорусы обрели свою государственность, поэтому с полным правом можно говорить о белорусской национальной идее.


— Почему материальное процветание не может стать основой белорусской национальной идеи?


— В Евангелии четко сказано две тысячи лет назад, что «не хлебом единым жив человек». Как психолог могу добавить, что двуногое существо превратилось в человека не потому, что стремилось как можно больше набивать себе брюхо, не потому, что стремилось господствовать над себе подобными. То и другое — животные потребности. А человеческие — это стремление к истине, добру и красоте. Духовность бывает только у людей. К сожалению, не у всех. Материальное вторично. Будет духовная основа — будет и материальное благосостояние. Потому что разруха начинается с головы, как говорил известный профессор. То же самое верно и для процветания.


В любом обществе должна быть сверхидея, ориентир для абсолютного большинства населения. Вот у японцев, к примеру, все их экономические успехи обусловлены наличием общей идеи: это языческая религия синто — культ предков и культ природы одновременно. Плюс культ императора как отца нации, чье слово не подвергается сомнению. Плюс самурайский кодекс чести бусидо. И, наконец, доступная каждому человеку психотехника и эстетика дзен–буддизма. Этот сплав и есть японская национальная идея.


И посмотрите, какое у них отношение к работе, к жизни, ко всему на свете. Сколько после аварии на «Фукусиме» бросили домов, но фактов мародерства вообще не отмечено. И сколько нашлось молодых людей, которые не по приказу, а по зову души пожертвовали жизнями при ликвидации ее последствий. Японцы любят свою страну и гордятся ею, они стали великой нацией и всем утерли нос. А «безыдейным» белорусам что, должны утирать нос другие?..


Величие нации в том, что она ищет причину успеха в себе самой. Ну, например, не дали газ. Великая нация не пойдет на поклон. Она ответит: не даете — и не надо, обойдемся, найдем выход. Кто у нас сегодня скажет так? Скажут, как это остаться без газа?! Хотя речь идет не о жизни и смерти. И даже не о здоровье, а просто о временном снижении уровня комфорта. Вот вам и ответ, готовы ли мы к самопожертвованию во имя нации.


Очень плохо, что у нас нет единой консолидирующей идеи. Ведь только вместе мы сила. К сожалению, на мой взгляд, со стороны власти есть некоторое непонимание важности решения такой задачи. Потому этой темой и занимаются большей частью отдельные энтузиасты. Да и то время от времени. А пока «воспитание» отдано на откуп интернету, рекламе.


— Допустим, национальная идея сформулирована. Как сделать, чтобы она заработала?


— Я уже высказывал мысль о том, что для начала неплохо бы учредить общественный комитет, но не по делам национальностей, а по национальной политике. Идея так и останется на бумаге, если не овладеет сознанием масс, чтобы превратиться, как говорил классик, в материальную силу. А чтобы это стало возможным, в ее создании должны участвовать ученые разных специальностей вместе с опытными практиками. И творческий процесс должен быть открытым.


Входить в жизнь национальная идея должна прежде всего через институты государства. Через дошкольные учреждения, школы, вузы, армию, СМИ и так далее вплоть до мест лишения свободы. Надо упорядочить соответствующим образом работу радио, телевидения и интернета. Главное — взять верное направление и работать. Пока же ничего этого нет.


— Ваши взгляды могут многим не понравиться.


— Мне так и говорят, что мои тезисы о целенаправленном внедрении в массовое сознание определенного комплекса идей, пусть даже патриотического содержания, противоречат принципам демократии. Каким принципам? Демократия сегодня дошла до самоотрицания. Она на глазах у всех превращается в охлократию — власть толпы. Право голоса, право решения, право выбора, я считаю, должно принадлежать только ответственным членам общества, а не всем подряд, кому исполнилось 18 лет.


И если мы заглянем в историю, то увидим, что наши предки во все времена стремились жить в согласии с природой и в соответствии с божьими заповедями. У нас же слишком многое делается непрофессионально, непонятно с какой целью и даже, бывает, просто глупо. А в воспитании малейшая фальшь приводит к обратному результату. Что касается рекламы, то ее надо вообще убрать из передач, свести в отдельный канал. Кому надо, пусть там ее и смотрит.


— Что изменится после «ввода плана в действие»?


— Что изменится? Посмотрите, чего добились страны, где национальная идея есть: на Японию, Южную Корею, Сингапур, Турцию, Польшу, Ирландию, Швейцарию и ряд других. Что является общим для всех этих стран? Общая для них платформа — преуспевание своих стран. А указатель пути — национальная идея.


В общем, откладывать на потом разработку национальной идеи нельзя. Пришло время заняться ею всерьез, объединив с этой целью усилия специалистов различного профиля, и не только ученых, но и опытных практиков. Вероятно, имеет смысл создать временный коллектив для решения проблемы. Подобрать толкового руководителя — это очень тонкий вопрос, потому что авторитет приказом не обеспечивается. Предусмотреть достойную оплату труда. Обязательно устраивать широкие общественные обсуждения промежуточных результатов. И не бояться неизбежного расставания с множеством догм и понятий, не выдержавших испытания временем.


vlast@sb.by

 

Советская Белоруссия №100 (24483). Пятница, 30 мая 2014 года.


 

P.S. К сожалению, в печатной версии материала «В чем идея?» была допущена досадная ошибка: речь шла не о минском историке Кривальцевиче, а об авторе статьи в «НН» - «Анатолий Тарас и Парнас: «Краткий курс истории Беларуси» гродненском историке Александре Кравцевиче. Наши извинения! 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter