Система продажи железнодорожных билетов несовременна

В будущее под стук колес

Любите ли вы поезда так, как люблю их я? Помнится, раньше за год, бывало, накручивал не одну тысячу километров, колеся по стране. В рабочие командировки было удобнее всего отправляться именно железной дорогой. Ночные поезда не спеша доставляли в любой из областных центров. Проведя это время под мерный стук колес, наутро чувствовал себя отдохнувшим и готовым к любым свершениям.


Однако жизнь изменилась. То ли темп ее, то ли конкуренция со стороны других транспортных отраслей лично из моей жизни поезда почти вытеснили. И уже лет пять услугами железной дороги пользоваться почти не доводилось. Тем приятнее было осознать, что в командировку в Москву перед самым Новым годом удобнее всего ехать именно поездом.

Небольшое путешествие убедило меня, что железная дорога однозначно растет. Обновленные вагоны стали уютнее и комфортнее. Доброжелательные проводники хорошо знают свое дело. В стоимости билета завтрак. На выбор: горячий или сухой. Ну а звон ложечки в стакане чая с традиционным блестящим подстаканником приятно щекотнул где–то внутри ностальгическими нотками. Нужно ли говорить, что поездкой я остался абсолютно доволен. Время в пути совсем не казалось потерянным, чего, увы, не могу сказать о процессе подготовки к нему.

Может, я привередлив? Может, избалован особенностями авиасервиса? Но все же позволю себе немножко побрюзжать. Уже прочно вошел в привычку простой алгоритм действий при отправлении в поездку самолетом. Звоню в компанию по продаже авиабилетов и прошу подобрать оптимальный рейс по заданному маршруту. Минутное дело. Следом продавцу отправляется электронное письмо с реквизитами рейса и гарантией оплаты билетов. Обратно тем же путем возвращается счет, который оплачивает бухгалтерия, а мне на емейл приходит информация о купленном маршруте. Билета же в привычном виде не существует. Он виртуален. Информация — в системе и считывается при предъявлении паспорта на регистрации в аэропорту. То есть мой контакт с продавцом минимален.

Взаимодействие с железнодорожниками развивается похожим образом до этапа оплаты выставленного счета. На этом месте я уже, было, по привычке успокоился, но на всякий случай сделал контрольный звонок. Дабы убедиться, что все в порядке. И вот здесь ждал сюрприз. За билетом надо приехать в кассу лично. Причем до 20.00 дня оплаты. Иначе бронь снимается (хотя билет и оплачен). При этом надо привезти с собой оригинал гарантийного письма, копию платежного поручения и доверенность от организации на получение билета. Время, уплотненное подготовкой к поездке, вдруг спрессовалось до предела. Пришлось возвращаться в редакцию за необходимыми документами и поспешать в кассы.

А дальше случилось неожиданное... За день до отъезда рабочий график изменился. Возникла необходимость отодвинуть поездку на сутки. Снова последовал обмен письмами между соответствующими службами редакции и железной дороги. Опять потребовалось доставлять туда–сюда оригиналы документов. Выписывать доверенность на получение новых билетов. Возвращать старые и нести на работу бумажные об этом уведомления. Плюс так и оставшиеся для меня загадочными некие акты выполненных работ... И снова вспомнился опыт общения с авиаторами в подобных ситуациях. Они случались. Один звонок, за ним электронное письмо — и билеты в течение нескольких минут переоформляются на скорректированную дату. Опять никаких лишних движений.

Я не ставлю перед собой целью походя кольнуть железнодорожников. Видно, что они стараются. И уверен, найдется достаточно убедительных объяснений существованию нынешней системы продажи билетов. Но, сдается, ее архаичность серьезно преуменьшает конкурентные преимущества самой железной дороги. Бизнесмен ли, руководитель ли госкомпании десять раз подумает, прежде чем отведет полдня на покупку билетов кому–либо из сотрудников. А уж то, что сам не станет этим заморачиваться, сто процентов. Ну и сами бланки–то билетов тоже чего–то стоят. Эти же деньги тоже в цене поездки.

Между тем электронное деловое общение и собственно сам электронный билет давно стали в современной жизни привычными. И не только при авиаперелетах. Сегодня достаточно компьютера или смартфона, чтобы купить билет в кино, театр, на концерт или хоккейный матч. Год назад, собираясь в Париж, я загодя, не выходя из дому, приобрел не только полет, но и номер в бюджетном отеле, проезд на автобусе от аэропорта до города и обратно, входные билеты на Эйфелеву башню, Триумфальную арку и в катакомбы. И на месте совсем не тратил драгоценное время в очередях. Таковы реалии сегодняшнего дня. И в них, думается, проводник у вагона со сканером, считывающим информацию о пассажире по паспорту или штрих–коду, сохраненному в памяти смартфона, выглядел вполне бы органично.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 6 (25141). Среда, 11 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter