Наверстает ли туриндустрия постыдное отставание?

Удочка есть, учитесь ловить рыбу

В течение многих лет представители туриндустрии публично и кулуарно ратовали за изменение визового режима. Дескать, он и только он мешает бизнесу привлечь в страну толпы интуристов. И вот — случилось. Опубликованный на днях указ предполагает, что уже через месяц иностранцы, прибывающие в Беларусь через Национальный аэропорт, смогут до 5 суток гостить у нас без виз. Казалось бы, самое время турбизнесу фонтанировать идеями и демонстрировать энтузиазм. Но этого, за редким исключением, почему–то не наблюдается. Что, опять обычная история — государство подарило удочку, а теперь должно и крупной рыбки наловить для турфирм?

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Сначала оценим ситуацию. Сводки за 2016–й еще не готовы, поэтому сравним статистику 2015–го. Тогда, по данным Национального статкомитета, нашу страну посетили около 300 тысяч организованных туристов и экскурсантов. Греция в том же году побила рекорд, приняв 23,6 млн туристов и заработав более 14 млрд евро. Один только Вильнюс привлек около миллиона гостей, Варшава — 8,5. В Латвии побывали 6,8 млн иностранцев, оставив стране (без транспортных расходов) полмиллиарда евро. Сравнения обидные. Как ни крути, мы даже ближайшим соседям уступаем десяти– и двадцатикратно! Мы только стартуем, когда другие уже вовсю шевелятся, бегут наперегонки в погоне за кошельками туристов.


Это не зазорно: так все поступали раньше или позже. Администрация Владивостока намерена на срок до 3 дней принимать без виз иностранцев, прилетающих самолетами. На Байкале так уже принимают китайцев. В Санкт–Петербурге в 2010 году (тогда вопрос «безвиза» на 72 часа только обсуждался) осторожно надеялись увеличить турпоток до 400 тысяч иностранцев. Через 5 лет приняли 2,8 млн — семикратный рост! Можем ли мы повторить такой рывок?

...На днях проводил гостей, искушенных туристов. Видели все: от Ниагары и пирамид — до Колизея и «терракотового войска», пешком исходили европейские столицы. В Несвиж и Мир я их возил прежде, «Линию Сталина» повидали с экскурсией. Выходили из дому лишь воздухом подышать: Минск они уже знают. Что еще было им предложить? Мы ведь ждем именно таких гостей — жадных до впечатлений, неутомимых, готовых шагать и ехать, смотреть и... платить.


Мы — это, собственно, кто? Надо разделить. С одной стороны, государство, которое создало (реконструировало, воссоздало, создало заново, инициировало...) все самые знаковые турпродукты страны: замки в Несвиже и Мире, Августовский канал, горнолыжные комплексы... Оно же, пусть с участием частного капитала, строило и строит отели звездных категорий и хорошие дороги... Представители государства уже дали публичные оценки принятому решению. Их суть вполне исчерпывают слова заместителя министра спорта и туризма Михаила Портнова: «...Это эксперимент, смелый прорывной шаг. Мы открылись для всего мира... Дальше будем действовать по обстановке». Дальше по логике вещей должен включиться частный бизнес. Интурист — это ж его клиент, его хлеб. Работайте, дамы и господа, зарабатывайте.

И что же? Я обзвонил менеджеров нескольких — крупных! — турагентств и операторов: как вы оцениваете открывшиеся перспективы, какие новые продукты готовите?

Вот типичные ответы:

«Трудно прогнозировать... Мы больше работаем с выездными туристами... Своих продуктов для въездных у нас нет. Если нужно, обращаемся к партнерам».


«Возможно, поток увеличится. Мы работаем на прием, но визы открываем редко. Предлагаем эксклюзивные экскурсии, например, «Минск. История в лицах» с театрализованными представлениями... Но чаще всего запрашивают стандарт: Несвиж, Мир, Беловежскую пущу»...

Собеседники вопреки ожиданиям не выказывают особого энтузиазма. Оптимизм выразили лишь в одной туркомпании: «Наш бизнес будет расти. У нас все виды индивидуальных и групповых программ, на любой срок, по желанию клиента, экскурсии с переводчиками на всех языках, включая редкие. Но сложно придумать еще что–то новое...»

Может, собеседники хранят коммерческие тайны? Или выборка не слишком репрезентативна? Вот как оценил настроения в профессиональной среде Андрей Барашко, авторитетный эксперт в сфере туризма: «Многие годы визы были камнем преткновения для коллег. Вот бы их отменили, тогда бы мы... К ним апеллировали как к непреодолимому препятствию. Оно устранено. И вместо благодарности государству опять слышим жалобы. То не так и это, надо не в аэропорту отменять, а на сухопутной границе; не на 5 дней, а на 10... Теперь частник должен перестать уповать на государство, использовать свой шанс. Думать, как привлечь туристов не в страну, а в свою конкретную усадьбу. Продать свою экскурсию, свою услугу. Мяч не на стороне государства и даже не отрасли — он у каждого конкретного бизнесмена».


А  вот мнение директора Республиканского союза туристических организаций Валентина Цехмейстера: «Действительно, принятое решение надо рассматривать как широкий жест со стороны государства. Неготовность многих коллег, возможно, объясняется тем, что решение об отмене виз стало для них неожиданностью. Им потребуется время для проработки новых турпродуктов. В то же время знаю фирмы, которые уже пользуются снятием некоторых ограничений, принимая туристов, например, на Августовском канале, в Гродно... У тех, кто не сидел сложа руки, все получится».

На форумах новость тоже активно обсуждается. Мнения разошлись полярно. Любопытно, что осторожные («поживем — увидим») и одобрительные («наконец–то, давно пора!») — оказались в меньшинстве. Преобладают скептические и даже непатриотично–издевательские: «И кого же мы привлечем в наше болото?» Между прочим, сердитый скептик подал идею. Не надо стесняться болот: это повод для гордости. Люди летят за тысячи км, чтобы увидеть девственную природу того же Байкала. В Беларуси же сохранились крупнейшие на континенте низинные болота, которые в европейских странах давно осушили. Полесскую низменность иногда называют европейской Амазонкой. Впрочем, не будем думать за туриндустрию. Пусть каждый занимается своим делом. Полагаю, что принятое решение открывает негласный конкурс одновременно на профессионализм и патриотизм. Преуспеет тот, кто сумеет это сочетать и предложить оригинальный турпродукт. Так что — удочка есть, давайте учиться ловить рыбу!

5 городов с тысячелетней историей


В Беларуси 113 городов, многие — с богатой многовековой историей, сохранившимися памятниками архитектуры. Но только пять городов страны официально отметили тысячелетие: даты их основания или первого упоминания подтверждены подлинными летописями и хрониками.

Фото www.belarus.by

Тем временем

Национальное агентство по туризму на своем сайте активно приглашает в Вильнюс, где 20 – 22 января на 5-й международной ярмарке туризма и активного отдыха Adventur-2017 состоится презентация туристических возможностей Беларуси. В агентстве корреспонденту «СБ» сообщили, что к вечеру 12 января приняли заявки на участие от 5 турфирм и заверили, что ожидают больше: регистрация продолжается. Стоимость вопроса — 200 рублей.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 8 (25143). Пятница, 13 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter