Белорусских пятиборцев возглавил польский специалист

Тренер пяти качеств

— Вот вечно тебе, Борщев, больше всех надо! Пусть бы Вальдемар и нырял!
— Да это она меня Вальдемаром называла!
— Ах, вот оно что...

Этот потешный диалог из фильма “Афоня” первым пришел на ум, когда узнал, что новым главным тренером сборной Беларуси по современному пятиборью с января 2017 года стал польский специалист Вальдемар Дариуш де Макай. В студию “Альфа Радио” ко мне на передачу он вошел довольный и румяный с мороза. Сказал, слегка поежившись, с характерным польским акцентом: “В Варшаве-то потеплее будет” и приветливо улыбнулся. Нынешние ударившие холода для де Макая стали экзотикой. Последние 20 лет польский тренер работал в Египте и Мексике, так что успел слегка отвыкнуть от наших чудных погод. Впрочем, суровый минус Вальдемар воспринял со свойственным ему оптимизмом и лишь энергично потер руки: не то от холода, не то от предвкушения предстоящих свершений.


Фото Виталия Гиля
Де Макай специалист в спортивном пятиборье известный, с мировым именем. Только на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро выступали шесть его учеников: польская пани спортсменка, два представителя из сборной Египта и еще пара из Ирландии. А мексиканец Марсело Эрнандес, которого польский тренер персонально готовил к Играм в Бразилии, впервые в истории этой страны завоевал в пятиборье олимпийскую бронзу. Так что наш Вальдемар тренер авторитетный и серьезный. Но “понырять” ему в работе с белорусской сборной действительно предстоит немало. Для того, собственно, и позвали.

Де Макай шпарит по-русски гладко и звонко. Словарный запас такой, что могут позавидовать некоторые его нынешние подопечные. Сразу видно — человек вдумчивый и интеллектуальный, ведь язык Пушкина он учил еще в школе, во времена СССР этот предмет в странах социалистического лагеря был обязательным. С тех пор, правда, минуло несколько десятков лет, но вот глядишь ты — до сих пор от зубов отскакивает! А все почему? А все потому, что дома в книжных шкафах у него собрание сочинений “Мастера мировой классики” — была в СССР такая замечательная серия. И эти книги у Вальдемара пылью отнюдь не покрывались.

Де Макай — фамилия не совсем польская. Или вернее будет сказать, совсем не польская. Лет 200 назад представители этого рода перебрались в Варшаву из Венгрии. А родовое гнездо де Макаев — граница южной Венгрии и Румынии, город Мако. К слову, именно оттуда родом Джозеф Пулитцер, основатель знаменитой журналистской премии. Наверное, и Вальдемар мог бы стать газетчиком, но выбрал спорт. Жил в Варшаве возле знаменитого военного клуба “Легия” и перепробовал многое: плавал, бегал, стрелял... Входил даже в сборную Польши по плаванию, но однажды перебрался в пятиборье, и оказалось — судьба.

В Минске он был последний раз в 1999 году с египетскими спортсменами — не то проводили сбор, не то соревновались, за давностью лет уж и не упомнишь. И вот сейчас смотрит на наш город широко открытыми глазами:

— Чисто! Мне говорили перед отъездом, что это именно так. Но, знаете, думаешь: ну чисто и чисто. А в действительности — чисто до блеска!

В пятиборье, если кто-то не знает, пять видов программы: конкур, бег, стрельба, плавание и фехтование. Чтобы добиться здесь высот, как вы понимаете, личностью нужно быть многогранной и всесторонне развитой. И допингом делу не поможешь, потому что в пятиборье он только помеха: те препараты, которые могли бы увеличить шансы на победу в плавании или беге, только ухудшат положение дел при соревновании в стрельбе или фехтовании. А уж какой допинг при общении с лошадью? Тут уж как с мистером конем договоришься. Так что пятиборье в нынешних реалиях вид спорта один из самых честных и тяжелых, хотя и не слишком популярный. Но это уж времена такие, попса она и есть попса, а пятиборье — скорее андеграунд для избранных.

Справедливости ради отметим, что раньше тут наши дела шли лучше. Павел Довгаль даже становился призером Олимпиады, а олимпийские квоты наши спортсмены всегда использовали по максимуму. А вот в Рио-де-Жанейро, увы, случился откат: поехала только Анастасия Прокопенко и лавров не снискала. Но в белорусской федерации работают максималисты, а потому и решили прибегнуть к услугам зарубежного специалиста, выписав из-за рубежа своеобразного антикризисного менеджера в лице де Макая.

— Вальдемар, как наша сторона на вас вышла? Сидели вы себе на берегу Мексиканского залива, ловили акулу на живца — и тут звонок?  

— Почти. После Игр в Рио, признаться, стал думать о пенсии, захотелось отойти от дел и пожить спокойно. Но получил е-mail: “Поздравляем с медалью, не хотите ли поработать с нашей командой?” Приехал, посмотрел, остался доволен. Ударили по рукам, и вот я здесь.

— Какая ваша мотивация? Вам ведь уже 66.

— Почувствовал, как будто кто-то сзади толкнул меня вперед. В Ирландии работал. В Египте. В Мексике. Там были сильные спортсмены, но не было системы. Здесь система есть. И сильная команда. Нужно только всех собрать воедино, сплотить и заставить работать. Демократия — это хорошо в определенных условиях, но, если необходим результат, нужен диктат. И я буду диктатором. Рука у меня сильная, так все мои ученики говорят. И белорусские спортсмены в этом тоже смогут убедиться.

— Вы ведь в свое время готовили докторскую диссертацию по психологии спорта. Какова ее судьба?

— Защититься не успел, уехал работать в Египет. Но кое-что в этом понимаю. Во всяком случае, знаю, как разговаривать со спортсменами.

— Наша беда — атлеты не верят в собственные силы. Сможете переломать?

— Это не только ваша беда. В Польше тоже есть такая проблема. Я в таких случаях говорю: есть две руки, две ноги и голова. Вы такие же люди, как и чемпионы. Нужно только правильно ставить цель. А она должна быть максимальной: не попадание на Олимпиаду и участие в Играх, а только победа! Будем работать над этим. Наш ориентир — Токио-2020. Хочу окончить тренерскую карьеру успехом. Олимпийской медалью.

— Желательно золотой!

— В Польше в 1992 году мы завоевали семь медалей за сезон: и на Олимпиаде, и на чемпионатах мира. Хочется, чтобы и в работе с белорусской командой у меня получилось как минимум не хуже.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter