В семье Грибачевых из Шклова сохранился уникальный архив военных писем родственников

Связь поколений

С Ольгой Дрозд и ее сыном 11-классником Иваном Грибачевым познакомились во время республиканской акции «Зажги огонь в своем сердце» в Шклове. В канун Дня Победы, говорят, просто не могли быть дома — пришли к мемориальному комплексу «Память» осознанно. Как у многих в Беларуси, у этой семьи своя военная история. И хранится она в уникальном архиве: 60 писем с фронта и из Германии, куда были угнаны на работы родственники, датированы 1943—1945 годами. На основании домашнего архива Иван даже написал научную работу, в которой исследовал каждую весточку:

— Пусть архив не такой богатый — 60 с лишним писем, открыток, солдатских треугольников, но он помогает узнавать и помнить наше прошлое. История страны как раз и складывается из таких микроисторий.

Иван Грибачев с личными вещами прадедушки Мефодия Надточеева.

Самый правдивый источник

День Победы для Грибачевых — праздник особенный. Потому что не только масштабный, всеобщий, но и еще глубоко личный. Ольга уверена, что архив весточек от родных — самый правдивый источник информации:
— По сути, из первых уст узнаем, как нелегко нашим дедам давалась Победа. Именно поэтому 9 Мая всегда участвуем в митингах и торжественном шествии, которое проходит в районном центре. В этом году Беларусь особенно масштабно отмечала этот день, трансляцию смотрели по телевизору. Когда наблюдаешь на центральных проспектах городов детей, молодежь, понимаешь: у нас все будет хорошо, ведь связь поколений не прервана.
В семье шкловчан это действительно так. Сохранившиеся фронтовые письма от родственников в четвертом поколении скрупулезно изучал Иван: 

— Рассматривал военную историю через призму своей семьи. Наш архив состоит из двух частей: писем моего прадеда Мефодия Илларионовича Надточеева и весточек двоюродных бабушки и дедушки — Люды и Сергея, угнанных в Германию.

Уникальный архив Надточеевых сохранила прабабушка Ивана Ксения. В доме той оставалось немного вещей, которые прошли через всю ее жизнь. Пусть не имеют ценности материальной, но с точки зрения истории рода дороги — это письма, икона, которая украшала красный угол всю войну. Благодаря этим документам есть немного информации об авторе писем. Мефодий Илларионович родился в 1898-м в Смоленской губернии, окончил четыре класса. До войны заведовал складом облтреста хлебопечения. Сама Ксения Александровна — из Мстиславля, работала в детском саду. Мефодия призвали в армию в 1943 году. Интересный факт: в медсправке, датированной уже 1944-м, отмечено, что тот переболел туберкулезом, однако годен к нестроевой службе. Поэтому Надточеев вернулся в часть — служил при полевом подвижном госпитале. 

Сердце на ладони

Изучая письма прадеда, Иван обратил внимание на деталь: Мефодий писал письма жене и каждому из детей. А их в семье было пятеро! Прабабушка, в свою очередь, тоже отвечала за каждого из ребятишек. Такие весточки, уверен школьник, поднимали боевой дух, согревали.

— Но больше всего, — говорит Иван, — меня тронуло письмо-треугольник. В нем обрисованная рука прадеда. Расстояние между ним и детьми было большим, поэтому он обвел руку, а в ней написал текст, чтобы хоть как-то приблизиться к ним, отдать частичку себя. Письмо адресовано младшей дочери Галочке, которой на тот момент было всего три года. 

«Здравствуй, моя дорогая крошка! Рад, что ты поправляешься, начинаешь ходить с моей палочкой (девочка сломала ногу. — Прим. авт.). Она очень хорошо меня выручила. Папе идти на войну, бить проклятого немца за то, что он забрал Людочку и Сережу. Но ничего, дорогая крошка. Его издевательство даром не пройдет — он получит от нас по заслугам. И ты вырастешь, будешь читать книги об этом проклятом изверге и его работе, что он наделал всему миру. И будете мстить с Гришей, Вовой, Люсей и Леней, и никогда не забудете этого культурного негодяя. Весели нашу бедную маму, не давай ей плакать и скучать. Целую тебя несчетно раз, а ты за меня поцелуй миленькую мамочку, Гришу и Вову». 7 января 1945 года.

— Что-то подобное он потом напишет и Грише, и Вовочке, и самой Ксении, — уточняет Ваня.

Ольге врезался в память другой отрывок письма деда, где он описывает свой необычный сон:
— Увидел жену, которая шла на речку, в красном платье… И никакого намека на войну. Кстати, о боевых действиях, смертях товарищей не сообщал. Видимо, чтобы не расстраивать родных. Но вот что заметила: письма делятся на два блока — бытовые и патриотические. В них разный тон, стилистика повествования. Это помогло понять: когда на фронтах было относительное затишье, дед рассказывал о будничных вещах. А вот в тяжелые военные периоды звучала надежда на победу. Видимо, эту веру еще раз нужно было прописать, проговорить... Дед был не на передовой, при госпитале. Но это не исключало ужасы, через которые прошел.

Летопись продолжается

Вторая часть писем, сохранившихся у Грибачевых, — весточки двоюродных дедушки и бабушки Сергея и Людмилы, которых увезли в Германию в конце 1943-го. Вот что пишет Люда родным в Мстиславль:

«У нас уже тепло. Цветет сирень. Отцветает яблоня. Природа красует, а наша жизнь отцветает, как полынь. Работаем мы с Надей на ночную и дневную смену. На Пасху мы не работали 5 дней». 01.05.1943.

«Мы живы, здоровы. Работаю на фабрике с полшестого до полшестого. У нас уже едят картошку. Тепло. Уже два раза была у Сергея». 05.07.1943. 

— С тетей Людой мне удалось пообщаться, — вспоминает Ольга. — Она не любила рассказывать о времени, которое провела в Германии. Только тогда, когда как свидетельство давали письма, могла что-то пояснить. Почему тяжело все это вспоминала, несмотря на более-менее сносное содержание? Тебя забрали из дома, согнали как скот. Говорила, не знала, куда везли и зачем, не понимала, сможет ли вернуться домой и когда-нибудь увидеть родных… 

Ольга приносила домашний архив в среднюю школу № 1 Шклова, где работает директором. «Что значит рассказать о войне?» — задается вопросом. Посмотреть современные фильмы, где красиво летит пуля? Это, уверена, не останется в памяти:
— На уроках с 6-м классом разбирали наши письма. Попросила, чтобы ребята подготовили небольшую историю о своей семье. Одна из школьниц два урока не могла остановиться: приносила снимки медалей, доклады о родных. Второй мальчишка плакал, когда родители не смогли отвезти его в деревню, где можно было почерпнуть сведения от соседей. Для ребят это был ценный опыт. 
…Иван детально стал изучать семейные архивы в 8-м классе. Почему? Письма, говорит, живое свидетельство, источник, из которого можно почерпнуть правду о военном времени:

— Домашний архив объединяет стиль написания, который делает их одновременно и историческим документом, и личным посланием. Из писем прадеда 1944—1945 годов трудно извлечь какую-либо информацию, кроме одного, самого важного факта — жив! 

Школьник уже представлял историю семьи на семинаре в Белорусско-Российском университете, в 2021-м — на научно-практической конференции Минского городского института развития образования и фонда «Русский мир». Тогда у парня появилась еще одна идея. Заметил, что по номеру фронтовой почты можно восстановить военный путь, который прошел их автор. Выходит, летопись рода Надточеевых еще не закончена. 

bizyk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter