Судьба красавицы

Дело вкуса от Элеоноры Езерской

Недавно купила диск со старым советским фильмом «К Черному морю». Легкая глуповатая комедия. Чем привлекла мое внимание? Ностальгия...


Когда–то девочкой смотрела в кинотеатре, и главную роль в этом фильме сыграла звезда 50–х годов, артистка уникального таланта Изольда Извицкая. Сегодня, 1 марта, ровно 40 лет как она умерла.


Актрису почти забыли, но лучший ее фильм «Сорок первый», снятый Григорием Чухраем по повести Бориса Лавренева, знают почти все. Страстная и пронзительная история любви диковатой девушки со странным именем Марютка и белого офицера. Его играл Олег Стриженов. В конце фильма героиня расстреливает любимого. Долг выше любви.


С этим фильмом Извицкая объездила полмира, побывала на Каннском кинофестивале. Там критики вначале написали: «К нам едет актриса с ногами кавалериста», а потом извинялись, осыпали комплиментами, замечая, что она не только талантлива, но и очень красива. Голливудская внешность... Журналы мира печатали ее фотографии, в Париже даже открыли кафе «Изольда». Она много снималась. Правда, фильмы были не очень удачными, какими–то проходными, неяркими. Актриса грустила, плакала. Она вообще любила поплакать... А тут еще семейные неурядицы и всегдашняя боль — у нее никогда не будет детей.


Замуж Изольда выходила по большой любви. Вот только с избранником ей не повезло. Эдуард Бредун тоже был актером, только выдающегося таланта Бог не дал. И роли, которые он играл, были в основном маленькие, эпизодические, вроде той, что он сыграл в «Деле пестрых»... И человеком он был тяжелым, грубоватым. Выдержать славу, успех жены было выше его сил, так же как и обращение: «Познакомьтесь, это Эдик, муж Изольды». Эдик даже поколачивал свою красавицу, а она молчала, только прятала синяки за темными очками. А потом он стал приучать ее к пьянству. Сделать это было непросто — Изольда была непьющей.


Первый бокал вина она выпила только в 23 года на своей свадьбе: «Я не могу пить эту гадость, мне плохо». «Выпей, будет легче», — всегдашний рефрен застольных разговоров. А потом уговаривать стало уже не нужно. Изольда стала пить сама. Эдик часто уезжал из дому, говорил, в киноэкспедиции, и всегда забирал с собой наиболее ценные вещи.


Все стали замечать: актриса ведет себя странно, теряет координацию движений, перестали приглашать в кино, даже на маленькие роли. Только друзья уговорили кинорежиссера Самсона Самсонова снять их подругу в роли без слов в фильме «Каждый вечер в одиннадцать». Но эпизод столь крошечный, что актрису в фильме просто не заметили. Денег не было. На что жила Извицкая, не знал никто, питалась одними сухариками, а иногда просто голодала. Но на водку, продавая последнее, деньги находила. Ходить в магазин за спиртным сама стеснялась, просила соседей.


Когда она умерла, в ее доме из еды нашли только крошечный кусочек черного хлеба. Актрису убил не только алкоголь, равнодушие коллег и друзей, но и то, что Эдик, которого она все равно продолжала любить, ушел от нее к ее лучшей подруге — продавщице ковров. Ушел, забрав все вещи. Его уход добил ее окончательно. У нее помутился рассудок, она стала заговариваться, перестала совсем выходить из дому.


Изольду Извицкую нашли через неделю после смерти в закрытой, совершенно пустой квартире. Она лежала в коридоре на полу, в когда–то модном, привезенном из Парижа стеганом халате. На похоронах почти никого не было, горько плакали старенькие родители. Как они не хотели в свое время, чтобы их единственная дочь ехала в Москву учиться на артистку... Выбери Изольда другую профессию, возможно, жизнь ее сложилась бы иначе. Или если бы она не встретила на своем пути Эдика Бредуна. А так — короткая жизнь, стремительный, как залп, успех, недолгая популярность, одиночество, забвение и смерть в 38 лет.


Вот такая судьба была у актрисы нереализованных возможностей Изольды Извицкой.


С уважением к читателям, Элеонора ЕЗЕРСКАЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter