Корреспондент «СГ» вместе со специалистами из Беларуси изучала в Германии опыт ведения органического сельского хозяйства

Субсидии, премии и экстравыплаты за экопродукцию

КАКАЯ страна в Евросоюзе может считаться локомотивом в области продвижения органического, или экологического, земледелия? Безусловно, Федеративная Республика Германия, где энтузиасты этого дела заявили о себе еще в 20-х годах прошлого века. Впечатляющие достижения (хотя и не столь масштабные, как задумывалось изначально) есть, и в орбиту экоземледелия вовлекают не только своих фермеров, но и охотно делятся опытом с другими странами. Беларусь не стала исключением. В конце прошлого года МИД ФРГ пригласил группу специалистов из нашей страны поучаствовать в информационной поездке по теме «Экологическое сельское хозяйство» (организатор и координатор — Институт имени Гёте в Берлине). Проехать от Берлина до Баварии, познакомиться с коллегами, научными наработками, посмотреть, как и где производят экопродукцию, — опыт дорогого стоит. В составе группы была и заместитель главного редактора «СГ». Предлагаем читателям серию ее репортажей. 

Пауль НЕЙ знакомит белорусских специалистов с ситуацией в органическом земледелии ФРГ

СКАЖУ сразу: в составе делегации из Беларуси были сплошь профессионалы, отлично разбирающиеся в пока еще узкоспециализированной теме поездки. Начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Андрей Заневский, заместитель генерального директора по научным вопросам и производству Научно-практического центра НАН по земледелию (Жодино) Дмитрий Лужинский, председатель правления Гродненской областной ассоциации фермеров Валерий Адащик, координатор Центра экологических решений Любомир Клепач, председатель правления общественной организации «Агро-Эко-Культура» Светлана Семенас вполне могли вести разговор с немецкими коллегами на равных, с интересом узнавали о том, как в Германии развивается этот сектор экономики, и сами охотно делились опытом. 

Несмотря на почти столетнюю историю, органическое земледелие в Германии не приняло массового характера. Экопродукцию в ФРГ производят 25 тысяч фермерских хозяйств — 8,7 процента к общему их количеству. Предполагали к 2011 году выйти на 20 процентов, не получилось. Тем не менее спрос на биопродукцию настолько высок, что производители не могут пожаловаться на отсутствие прибылей. И уж на недостаточное внимание со стороны государства, да и ЕС.

Расклад здесь такой  — экопредприятия в Германии получают те же субсидии, что и традиционные. Они имеют доступ к поземельным премиям, которые в зависимости от федеральной земли могут составлять от 280 до 360 евро за гектар. Кроме того, могут пользоваться аграрными программами и получать субсидии для их вложения в развитие животноводства или структур сбыта на своем предприятии. В общей сложности субсидии могут составлять от 25 до 40 процентов инвестсуммы.

Если бы не весомая поддержка, вряд ли кто-то из фермеров стал бы столь увлеченно, из каких-то идеалистических побуждений заниматься экологическим земледелием, работать в ущерб себе. И даже высокий спрос на весьма дорогую биопродукцию, который, как известно, диктует предложение, не спас бы. Еще и потому, что развивают в Германии такое земледелие по преимуществу на землях неблагоприятных, трудно поддающихся обработке.  


В кулуарах Федерального министерства сельского хозяйства и продовольствия ФРГ—немецкие и белорусские коллеги обмениваются опытом.

Чтобы получить и эту, и другую достоверную информацию из первых рук, в первый же день рабочей поездки мы отправились в Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства ФРГ. Обо всех нюансах развития органического земледелия детально и компетентно, иллюстрируя презентационными графиками, рассказал участникам белорусской делегации руководитель отдела международной политики в области продовольственной безопасности Пауль Ней. Госслужащий — человек в теме не случайный. Органическим сельским хозяйством Пауль Ней занимается с 1992 года. Но и до этого руководил сельхозпредприятием площадью 12 тысяч гектаров, так что опыта ему не занимать. Прекрасно знает, как грамотно наладить работу, как взаимодействовать с властями, сотрудничать с коллегами. А значит, всегда готов дать квалифицированный совет тому, кто придет за поддержкой, собираясь производить на своих землях экопродукцию. И, к слову, о Беларуси знает не понаслышке: несколько раз бывал в нашей стране, интересовался вопросами развития экологического земледелия в том числе.

ТЕМА беседы в министерстве — «Государственные механизмы продвижения, управления и контроля экологического сельского хозяйства и ожидания экологических сельхозпредприятий от государства». Не станем утомлять читателя профтерминологией. Скажем лишь, что мы не только внимательно выслушали лекцию, но и поучаствовали в диалоге. Особенно интересно было пообщаться коллегам из минсельхозпродов двух стран.

Немецких специалистов интересовали продбезопасность у нас, развитие органического сельского хозяйства. Начальник главного управления растениеводства Минсельхозпрода Андрей Заневский объяснил: с 2005 года стабильно обеспечиваем безопасность в продовольственной сфере за счет собственного производства.

Коллеги Андрея Заневского узнали, что в Беларуси важнейшие виды сельхозпродукции, сырья и продовольствия превышают потребность внутреннего рынка. Мы полностью обеспечиваем внутренние потребности в молоке и продуктах его переработки, а также имеем неплохие экспортные возможности. В экспорте главное направление — повышение конкурентоспособности на основе перехода АПК на инновационный путь. Один из которых как раз производство органической, или экологической, сельхозпродукции.

— Республика изучает опыт евростран и намерена его развивать, — объяснил Андрей Заневский. — Быстро и эффективно перейти к органическому сельскому хозяйству невозможно, а лишь постепенно. Необходимо дать возможность малому бизнесу освоить эту нишу на рынке. 

— А какие основные шаги нужно сделать производителям, чтобы убедить государственные органы продвигать тему органического? — поинтересовался у Пауля Нейма координатор Центра экологических решений Любомир Клепач.

— Вообще, экологическое сельское хозяйство начинается с большого энтузиазма. Но все же главный шаг здесь — создать прочную законодательную базу, — пояснил собеседник. — Вначале нужно ориентироваться на национальное законодательство. Но если хотите заниматься экспортом продукции, должны учитывать еще и законодательство тех стран, поставок. Я замечаю, что в РФ, Казахстане, Беларуси пока еще нет усовершенствованной законодательной базы. Думаю, это вопрос времени.

Фермер Валерий Адащик хотел прояснить для себя вопрос субсидий. Ведь в Германии, как он понял, это один из мощнейших стимулов для его коллег заняться именно органическим земледелием?

— Экопредприятия, наряду с традиционными фермерами, имеют дополнительный доход от компенсационных выплат, предусмотренных аграрно-экологическими мерами, — дает расклад Пауль Ней. — Здесь предприятия получают дополнительную премию за гектар земли, если они, скажем, готовы увеличить севооборот или участвовать в мерах по охране природы.

А ЕЩЕ, как мы узнали, к субсидиям, которые предлагаются всем фермерам, как органического, так и традиционного производства, экофермеры могут дополнительно запрашивать еще экстравыплаты. Например, в первые годы перехода с традиционного на органический способ экопредприятия пользуются субсидиями, размер которых отличается в каждой федеральной земле. Выплаты эти важны еще и потому, что   производитель, который только переводит хозяйство, не может продавать продукцию как экопродукт. Интересно, что субсидии по переходу соответствуют компенсации ущерба, который несет экопредприятие, так как оно уже занимается органическим производством, но не может получать прибыль с высоких цен на свою продукцию. Каждый получает также премию за сохранение нового способа производства, если даже переход к нему произошел намного раньше.

А кто занимается в ФРГ сертификацией продукции органического сельского хозяйства в Европе? 

— Это задача национальных аккредитованных инспекционных организаций, список которых публикуется ежегодно в специальном Бюллетене ЕС. Каждая из них имеет собственные код и знак маркировки, — объяснили нам.

Как вообще в Германии происходит процесс перехода фермерских хозяйств от производства обычной сельхозпродукции к продукции, которую можно продавать как органическую? Не так быстро! Не менее двух лет. По завершении успешным операторам предоставляется сертификат «органик», и с этого момента их продукция может маркироваться как органическая.

В ТЕМУ

Число сертифицированных производителей органической продукции в мире 2,3 миллиона единиц, из которых 15 процентов в Европе. В первую тройку стран с наибольшим количеством сертифицированных производителей органической продукции входят Индия (650 тысяч единиц), Уганда (190,5 тысячи единиц) и Мексика (169,7 тысячи единиц). То есть более 75 процентов — в развивающихся странах, ориентированных на экспорт продукции. Для развитых государств, напротив, характерно стимулирование именно внутреннего рынка.

(Продолжение следует)

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter