Ольга Залесская устроила в радиоэфире международный фестиваль бардов

Среда вернулась на круги своя

Случалось в последнее время часто бывать в Москве. Ни разу не смогла отказать себе в удовольствии выпить чая в любимом кафе на Арбате. Напротив — памятник Окуджаве. И что меня искренне удивляет каждый раз, как много молодых людей, практически школьников, торчат у бронзового поэта, с утра до вечера декламируют изваянию свои стихи, с чувством читают их с тетрадных листов. Друзья–москвичи меня ругают: «Сколько можно на Арбат ходить, поезжай на Кузнецкий Мост для разнообразия». Но нет, мои милые, Арбат, как говорил поэт, никогда не пройти до конца. Разве можно было предположить в XXI веке такой интерес подростков к поэзии Булата Шалвовича? Ни за что! Как невозможно постичь загадку неизбывной любви к авторской песне.


Самый известный консультант по бардам, автор–исполнитель, поэт и писатель — Ольга Залесская — недавно ворвалась в эфир «Альфа Радио» с программой «Своя среда». Возможно, не все поклонники жанра заметили ее возвращение на волны FM. А те, кто уже в курсе, в искреннем восхищении. Ольга развернула в радиоэфире настоящий международный фестиваль авторской песни, в каждой новой программе знакомит слушателей с аутентичными артистами из разных стран. О том, как изменилась Оля сама за последние годы, а вместе с ней и ее слушатели, мы поговорили в студии «Альфа Радио».

— Ольга, вот уж никак не ожидала твоего возвращения в журналистику.

— В начале нулевых, если кто помнит, я несколько лет вела на «Альфа Радио» получасовую программу «На кухне с Ольгой Залесской». Потом многие FM–станции отказались от авторских проектов, от фолка, джаза, рока и бардов в том числе. Сейчас, насколько я понимаю, появилась некоторая усталость от попсы и форматной музыки. Радиостанции потихоньку стали возвращаться к серьезному разговору со слушателями. Новая команда «Альфа Радио» делает ставку на умное радио для взрослых людей. Когда меня пригласили возобновить авторскую программу, я, честно говоря, сомневалась. А сейчас очень довольна тем, что согласилась: отклик слушателей моего круга был мгновенный, очень яркий, бурный и позитивный.

— Забросали цветами?

— Еще лучше: ссылками и адресами на новых артистов. Я создала страничку в Фейсбуке: «Своя среда» на «Альфа Радио», подписав туда всех, кто в теме. А к новогодней программе попросила «помощь зала», обратилась к друзьям, чтобы прислали мне свои любимые новогодние песни. Так вот, в итоге записала не одну, а шесть (!) программ — ссылок и композиций было очень много. Более того, благодаря такому живому отклику сделала две портретные программы о ранее неизвестных мне авторах–исполнителях.

— Удивительно. Я была уверена, что бардов, вместе с их палатками и кострами, смыло в Волгу во время очередного грушинского фестиваля.

— На меня время от времени тоже накатывает. Я читаю тексты новомодных авторов — извините, нищета духа, мысли. При этом критиками подается такая литература как «новое слово». И понимаю, что сама безнадежно устарела, что не смогу вписаться со своими текстами в новый контекст. Однажды пожаловалась другу на этот счет, он мне напомнил: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Есть же вещи вечные, непреходящие ценности, да? Но сегодняшнее время, как мне кажется, лучше характеризуют другие строки, к сожалению, не знаю, кто автор: «Я памятник себе воздвиг. Не наступите».

— Смешно. Оля, вот еще что хочу с тобой обсудить. Авторская песня — она ведь не для всех, для слушателей, так скажем, подготовленных. И сегодня ее буквально разгромил шансон — он везде и всюду. Что это? Как ты объясняешь такое массовое увлечение Стасом Михайловым, Еленой Ваенгой и далее по списку?

— Объяснить? Могу. С одной стороны, огромная сообщность людей получила в свое время прививку уголовной, лагерной песни. Казалось, что это все подзабылось, подотпустилось, но ничего никуда не уходит, стиль и сленг у многих записан на подсознательном уровне. Пока в девяностых и нулевых попса торжествовала, шансон за это время «культурнел», из полублатных вещей вырос, начал имитировать некоторое подобие поэзии, используя чуть более широкую лексику и систему образов, чем гоп–стоп и мольба–судьба. И это захватило публику. Шансон затмил поп–музыку. В то же время авторская песня — жанр для массового слушателя действительно сложный, он не собирает вокруг себя толпы, стадионы, скорее, узкий круг ценителей.

Фото  Сергея  ЛОЗЮКА.

— Казалось бы, чем авторская песня от шансона отличается? И там и там гитара, стихи и музыка...

— Точно такой же вопрос я задала известному автору–исполнителю Ольге Качановой, которая, кроме всего прочего, занимается исследовательской работой, все время пытается дойти до каких–то важных вещей. Так вот, она предположила, что в авторской песне все строится на высоких состояниях, то есть на вдохновении. В шансоне этим даже и не пахнет, там, как и в поп–музыке, все сделано чисто математически, с помощью агрегаторов рифм и хитов, с холодным носом. Моя подруга Оля считает, что от авторской песни где–то там, во всемирной космической библиотеке, точно останется слово или строка от каждого поэта. Но для того, чтобы осталось, надо очень–очень стараться.

— В моей личной космической библиотеке твои строки точно до сих пор записаны, часто вспоминаю из ранней Залесской: «Должно же на болоте тоже что–то все–таки расти. Цвести, тянуться к облакам и приносить свои плоды».

— Приглашаю тебя и всех поклонников жанра с радостью для себя и окружающих слушать мою программу на «Альфа Радио» по понедельникам и средам в 20.00 по минскому времени. Повторы в субботу и воскресенье в 21.00. Как–то ко мне в гости пришла девушка, попросила «поставить какую–нибудь музыку». Я начала знакомить ее с авторскими песнями, которые мне нравятся. Она слушала, плакала, смеялась. Потом сказала: «Ты знаешь, я ведь тоже такую музыку люблю. Только я об этом не знала». Так вот, для тех, кто это любит, но еще не знает об этом, программа «Своя среда» — к вашим услугам.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 13 (25148). Пятница, 20 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter