О профессии педагога

Спор ради истины

Сфера образования традиционно дает много поводов для размышлений. И хорошо, что это обсуждают, обдумывают, что сходятся разные точки зрения, ведь легче вместе найти истину.


Скажем, на недавних парламентских слушаниях прозвучал острый вопрос: «Сколько можно говорить о повышении зарплат учителям и ничего не делать в этом направлении?» Да — надо согласиться. Ее уровень среди всех отраслей экономики прочно удерживает предпоследнюю позицию. И если мы говорим, что от состояния образовательной системы зависит будущее государства, то дело нельзя откладывать в долгий ящик. Почему этого не сделали вчера и, скорее всего, не сделают и завтра, министр образования Сергей Маскевич ответил лаконично: «В течение последних трех лет на образование в бюджете выделяется без малого 17 процентов. На следующий год в проект закона о бюджете заложена такая же сумма (кстати, еще 5 лет назад выделялось 13,5 процента). Поэтому и предложения наши в пределах этих возможностей. Надо повышать эффективность работы системы». Председатель Республиканского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко привел другую статистику: постепенно объем бюджетного финансирования отрасли снизился с рекордных 6,8 процента от ВВП в 2004 году до 4,9 процента в 2012–м. Вот парадокс цифр...


Повышение зарплат бюджетникам сегодня рассматривается, в первую очередь, за счет «совершенствования организационной структуры и оптимизации численности». Что это значит? В законодательстве, по мнению Сергея Маскевича, отсутствуют какие–либо показатели, стимулирующие экономное расходование средств. В классе, например, может быть один учащийся. И таких классов в стране сегодня 322. Причем в них работают около 600 учителей. Какой же тут кадровый голод? Сегодня разработаны подходы, которые позволят в течение четырех лет увеличить показатель средней наполняемости класса с 17 до 19 — 20. Но в этой оптимизации, замечают депутаты, есть моменты, которые не дают большого экономического эффекта, а наносят скорее вред. Например, открытие в сельской местности старших классов только при наличии не менее 5 учеников. Тогда классов становится меньше, учителям, оставшимся без педнагрузки, приходится переезжать или решать, как добраться до нового места работы (порой путь неблизкий, плюс расходы на дорогу, которые не возмещаются), а родители недоумевают, почему при наличии на селе школы детей возят в соседнюю. Экономический эффект (подвоз каждого ученика обходится примерно в 20 тысяч рублей, его содержание в школе — 50 тысяч рублей) не всегда оправдывает такое решение. С 1 января наметится еще одна проблема — проезд по платным автодорогам, ведь школьный транспорт от платы за них пока не освобожден и даже льгот не предусмотрено... Как заметил заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Михаил Волков, когда начинается искусственная оптимизация, порой упускают из виду основную цель — повышение эффективности, качества и материального достатка. Вот и в сентябре педагоги были неприятно удивлены, получив вместо обещанного увеличения зарплаты лишь компенсацию за повышенную нагрузку. А почему при введении ставки в 20 часов не предусмотрели дифференцированный подход? Ведь подготовка к урокам и ответственность у учителя математики и, например, ИЗО несопоставима.


Можно предложить значительный соцпакет работникам образования там, где внебюджетная деятельность развита, говорит Александр Бойко. Вузам это сделать проще, они могут привлекать иностранных студентов, частный бизнес. А как быть в детских садах и школах? Позиция Минобразования: стоит принять дополнительные меры по развитию платных услуг, стимулированию участия родителей в финансировании расходов дошкольных учреждений. Эту идею поддержали и некоторые областные исполкомы. Однако не все депутаты согласны. Ведь большинство из нас считают, что образование — это не бизнес, не услуга и не роскошь, а священное право...


Можно, конечно, долго еще составлять сметы и искать скрытые резервы в системе. Но кадровые вопросы уже перезрели. И нельзя терять время. Например, в Мозырский педуниверситет в этом году на 14 специальностей конкурс не состоялся, а на 6 вообще не было подано ни одной заявки. Непросто, согласитесь, на этом фоне говорить о престиже профессии педагога. «Хотелось бы, чтобы учителя, которые работают на результат, имели хотя бы небольшие привилегии, — выступила со скромным предложением учитель белорусского языка и литературы СШ № 10 Светлогорска Надежда Сафроненко. — Сегодня заслуженные педагоги, отличники образования, кроме авторитета и уважения, что, конечно, тоже немало, больше не имеют ничего. А должна быть материальная поддержка. Хотя бы при выходе на пенсию. А может ли обиженный материально, безмерно заваленный бумагами и отчетами педагог воспитать гармоничную, всесторонне развитую личность?» Вопрос, скорее, риторический. Вот и надо от риторики поскорее переходить к делу.


Советская Белоруссия №230 (24367). Пятница, 6 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter