Интервью с новым руководителем белорусского отделения совета музеев ICOM

Совет да музей

Введение 5–дневного безвизового режима открывает нашу страну для въездного туризма. А значит, кроме магазинов, гостиниц, курортов, нужны музеи и театры — то, что делает страну уникальной, создает ее особый имидж.

Фото Сергея  ЛОЗЮКА.

Символично, что в эти же дни Белорусское отделение Международного совета музеев ICOM избрало своим руководителем Татьяну Бембель. Она — видный искусствовед, человек, всегда готовый прийти на помощь любому музею и любой туристической фирме, ориентированной на культурный туризм. Многие ждут, что теперь музейное дело будет развиваться еще более активно и к нам массово поедут туристы. Чего действительно можно ожидать и что для этого нужно сделать — об этом я спросила саму Татьяну Олеговну.

— Наша публика очень мало знает об ICOM. Расскажите, пожалуйста, что это такое.

— Международный совет музеев образовался в 1946 году на руинах Второй мировой войны. Пострадало культурное наследие всех стран, которые даже косвенно участвовали в войне. И мировому сообществу стало понятно: чтобы защитить общечеловеческое культурное достояние от грядущих войн, необходима единая стратегия, общий язык, прочные контакты между музейщиками в мировом масштабе.

У ICOM есть устав, каждые три года созываются всемирные конференции, которые формируют стратегию организации. А в остальном мы совершенно свободны. Делай что хочешь. Или, если ленишься, ничего не делай. Никто с тебя за это не спросит.

— Наша страна больше других пострадала в войне. Помогал ли ICOM восстанавливать наши музеи?

— СССР не являлся членом ICOM. Беларусь интегрировалась в мировое музейное пространство лишь в 1996 году. Это была инициатива Александра Колбаско, возглавлявшего в ту пору Историко–культурный музей–заповедник «Заславль», и Елены Лешкович — директора Государственного литературного музея Янки Купалы. Считаю, что это был важнейший шаг. Беларусь наконец–то обрела свое место в общемировом музейном процессе.

Другое дело, что до сих пор мы воспользовались теми бонусами, которые дает ICOM, процентов на 20 — 25. Да, у нас уже были очень удачные «выходы в свет», участие в конференциях, семинарах, обучающих тренингах. Но сейчас, в XXI веке, нужно выходить на качественно новый уровень. Посмотрите, какая нестабильность в мире. Политолог Станислав Белковский называет это четвертой мировой войной. Разрушение памятников общемирового значения в Ираке и в Сирии заставляет задуматься о сохранении наших собственных ценностей.

— Основная функция музея — сохранять национальное достояние?

— И это тоже. Но сегодня акцент смещается в сторону так называемой музейной коммуникации — общения между посетителем и музейным объектом. А объекты бывают самые разные. Можно музеефицировать пространство, а в Японии — даже людей. Но для нас важен не сам по себе объект, а то, что происходит в сознании и в душе человека, который на него смотрит. Музей представляет не вещи, а смыслы.

На современных людей обрушивается невероятное количество информации. Как завладеть вниманием, стать заметным в информационном потоке и донести до человека то сообщение, которое несет в себе выставка или отдельный предмет, — вот главный вопрос.

— Чем может помочь ICOM?

— Членство в ICOM открывает для наших музейщиков большой мир и дает возможность пользоваться наработками друг друга. С членским билетом ICOM мы можем бесплатно посещать все музеи мира, будь то Лувр или музеи наших ближайших соседей.

Кроме того, ICOM предоставляет множество бесплатных стажировок и тренингов. В этом году, надеемся, один из коллег отправится в Пекин изучать современные технологии в музейной экспозиции. В Китае сейчас очень бурно развивается эта сфера, и для нас очень важно ее освоить.

Есть возможность посещать конференции по самой разной тематике. Узнавать, чем живет музейное сообщество в различных странах мира, учиться, смотреть на чужие достижения, перенимать самые современные концепции и подходы.

А мы иногда не умеем учиться даже у себя дома. Например, у нас очень хорошо работают специалисты по музейной педагогике и арт–терапии. Сейчас это направление стало очень модным. В России, например, буквально бум арт–терапии в музеях. Это востребовано, позволяет колоссально нарастить количество посетителей, и именно по этому параметру оценивают эффективность работы музея. Но только в последнее время в Институте культуры Беларуси появились обучающие модули по этим дисциплинам.

— Почему так важно видеть лучшее?

— Потому что тогда ты знаешь, к чему стремиться. Если человек хочет чего–то добиться, он обязательно этого добьется. А если не ставить перед собой вообще никаких целей, так и будешь топтаться на месте.

— 12 февраля заработает пятидневный безвизовый режим. Как считаете, готовы ли музеи к возможному наплыву туристов?

— Музей является островком цивилизации в высоком смысле слова. Однажды я была на стажировке в музее высоко в горах Сванетии. И там мне сказали: «Наша задача — создать пространство, в котором любой человек из любой страны чувствует себя подключенным к цивилизации. Для этого необходимы три элемента — хороший туалет, кофе и Wi–Fi». Музей, как и театр, начинается с вешалки, и очень важно создать в нем комфортное пространство для любого гостя.

Да, можно сколько угодно сетовать, что у нас нет таких средств, как в других странах. Но всегда есть ресурсы, которые мы порой просто не осознаем. Поэтому важнейшая задача ICOM — консультирование. Мы помогаем тем, кто сам хочет себе помочь, и очень надеемся, что таких людей будет все больше.

juliaandr@gmail.com

Советская Белоруссия № 12 (25147). Четверг, 19 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter