В финских школах отменят традиционные учебные предметы

Школа у перекрестка

О новых подходах к образованию
Вот бы математику взять и отменить. А еще физику, химию, языки, литературу и физкультуру. Несбыточная мечта едва ли не каждого школьника младших классов. А тут еще новостные ленты подливают масла в огонь: в финских школах отменяют традиционные учебные предметы. То есть не будет там больше привычного для нас расписания из пяти–шести–семи уроков, где друг за другом выстраивались в ряд биология, английский, химия, математика, история... Правда, и по домам ребятам никто расходиться не предлагает.


Если бы в системе образования вдруг решили выбрать некий эталон, эта роль автоматически должна достаться Финляндии. Самые известные мировые рейтинги уверенно ставят ее на вершину подготовки по математике и другим наукам. Но парадокс в том, что и звание главного школьного экспериментатора — тоже за финнами. Поэтому когда местные педагоги заговорили об отмене школьных предметов, весь мир тут же встрепенулся: если не проторенной дорожкой, то как? Неужели совсем не будет уроков с домашками, звонками и переменами? Не все так просто: вместо традиционных предметов в этой северной стране собираются изучать темы и явления. Естественно, опираясь на привычные дисциплины. Исследователи пришли к выводу, что новый подход позволит старшеклассникам (а именно на ребят старше 16 лет и рассчитан эксперимент) получить действительно комплексные знания об окружающем мире. Как это будет работать на практике? К примеру, одна из тем посвящена устройству Евросоюза, и это станет канвой для погружения в историю, политику, географию и иностранные языки. Задумка интересная, ведь ученик сам выбирает, какую тему или явление изучать. То есть гуманитариям не придется ломать зубы о слишком твердый для них гранит физики или химии, можно будет ограничиться базовыми знаниями. Зато технари смогут полностью посвятить себя миру формул и чисел, не отвлекаясь на литературу. Реформировать систему решили поступательно, и первыми из расписания старшеклассников исчезли английская литература и физика. Говорят, к 2020 году такой подход для большинства финских школ станет делом привычным...

Что касается нашего образования, то впору вспомнить одну шутку. Дескать, разгадывая кроссворд, на вопрос «элемент растительной клетки» уверенно вывел «вакуоль» и аж прослезился — так долго ждал момента, чтобы применить эти знания! Шутки шутками, но десятки зазубренных в школьные годы терминов у нас без дела пылятся в архивах памяти. Скажете, знания лишними не бывают? С одной стороны, так и есть, ведь образованный человек вроде как должен и Моцарта от Чайковского отличать, и на Достоевского с Пушкиным ссылаться, и диаметр окружности без Гугла высчитать. Но с другой — давайте на мгновение представим, что и в наших школах ученикам 10 — 11–х классов вдруг предложили сосредоточиться пусть не на темах, так хотя бы на предметах, нужных для будущей профессии. Хочешь поступать на инженера–строителя? Можешь все внимание переключить на физику и математику, сведя к минимуму занятия литературой, биологией и прочими непрофильными предметами. Собираешься в доктора? Максимум учебного времени в выпускных классах бросай на химию и биологию. А ведь у финской модели есть и более приземленные варианты, скажем, изучение сферы услуг.

Интересно, что схожий междисциплинарный подход, если обратиться к образовательной терминологии, давно и активно в работе с ребятами практикует музыкант Михаил Казиник, создавший «школу будущего» в нескольких российских городах. Педагог уверен: привычная школа «устарела» еще в середине прошлого века. А главная идея его новации — опять–таки взаимосвязь. То есть не прыгать в течение дня от предмета к предмету и от темы к теме, а получать максимально полную картинку о заданном явлении. Но это — Россия. У нас свой опыт и своя образовательная стратегия. Возможно, кто-то считает, что менять ее не следует. А я вот полагаю, что вечного ничего нет, и школа (школьник!) должна более решительно адаптироваться к XXI веку. А как думаете вы?..

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 227 (25109). Пятница, 25 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter