Можно ли изменить время начала занятий для своего ребенка

Школа пераводзiць стрэлкi

Кажуць, самы салодкі сон у чалавека бывае ў шэсць раніцы. А калі ў гэты момант ужо брыдка звініць будзільнік? Мне і цяпер, а я, здаецца, дарослы чалавек, уставаць рана складана — цэлы дзень прахаджу з «пяском» у вачах. А што казаць пра дзіця, у якога заняткі ў школе пачынаюцца з васьмі? А калі яшчэ і ехаць яму да школы гадзіну з перасадкамі? Тут адна толькі мара можа быць: дажыць бы да выхадных! Прапанову перанесці ў школах заняткі на гадзіну пазней нядаўна выказваў і Аляксандр Лукашэнка. Бо відавочна: дзіця — гэта дзіця, з-за таго, што яму заўтра рана ўставаць, спаць ён крыху раней не ляжа. Пазней міністр адукацыі Міхаіл Жураўкоў адзначаў, што школы па часе пачатку заняткаў маюць права прымаць уласныя рашэнні, параіўшыся з бацькоўскімі камітэтамі. Але пакуль што ў большасці школ краіны (у 40%) заняткі пачынаюцца ў 8.15—8.30, у астатніх званкі звіняць з 8.00—8.15 або з 8.30—9.00.



Давайце паглядзім на гэту тэму з розных бакоў:

Дань традициям


По санитарным нормам занятия в школах не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позже 19.30. Согласитесь, время указано весьма обтекаемо. Получается, никто не мешает школам начинать занятия тогда, когда им, школьникам и их родителям, удобно. В восемь? Отлично! В девять? Без проблем! Есть, правда, оговорка: рекомендуемое оптимальное время начала занятий — это, как ни странно, 9 утра. В чем же тогда дело?

А ни в чем. Похоже, что в первую очередь это — дань традициям. Начинались занятия еще в годы Советского Союза в восемь, вот все и привыкли. Да плюс еще иногда свои коррективы вносит районное руководство системы образования: мол, все школы должны начинать учиться в одно и то же время. Так сказать, чтобы хаоса в образовательном процессе не было. 

Два этих аргумента сложили график гимназии № 18 Минска, рассказала ее директор Оксана Мигас. По словам руководителя, учебное заведение даже еще до получения лет 12 назад статуса гимназии начинало занятия с 8 утра. Правда, эта норма касается гимназических классов — с 5-го по 11-й. Первоклашки ходят на занятия на полчаса позже. Третьеклашки — единственные, кто занимается во вторую смену — с 13.15. Подумывали, признается Оксана Мигас, перевести на такой график учебы и четвертый класс, но пожалели — это последний год перед поступлением в гимназию. А значит, ребята загружены и во вторую смену полноценно работать уже не смогут. 

В итоге все кабинеты заняты. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Перенос времени начала занятий в гимназических классах, по словам Оксаны Мигас, обсуждался. 

— Но, видимо, районному управлению образования так удобнее, — разводит руками она, — чтобы все школы района начинали работать в одно и то же время. Что в итоге? Ребенку, который едет с другого конца города, нужно переступить порог гимназии в 7.40, чтобы успеть оставить вещи в гардеробе, подняться в кабинет, подготовить учебное место. В 7.50 уже прозвенит звонок на зарядку. 

Встают рано, ложатся спать поздно — в гимназии в среднем по семь уроков, говорит Оксана Мигас. А нужно ведь после учебы успеть посетить дополнительные занятия — факультативные, стимулирующие, поддерживающие. Плюс кружки по интересам. Потом выполнить домашнее задание. Потом, если на все хватит времени, пообщаться с друзьями — это ведь тоже дело важное. И наутро — снова, не выспавшись, спешить на уроки. 

Кто под кого подстраивается


Но, может быть, мы драматизируем? Антон Венский и Александр Сапронюк из 8-го «Б» класса гимназии большой проблемы в раннем подъеме не видят. И это притом что Александр, живущий за городом, добирается на занятия примерно час. Смести ему начало уроков, и он будет приезжать домой не в пять вечера, как обычно, а в шесть. При нынешней продолжительности светового дня — почти ночь. Антону, хотя он и живет близко, окончить занятия пораньше тоже принципиально. С другой стороны, парень не прочь и поспать утром подольше. 

Поддерживает раннее начало дня и одиннадцатиклассница Полина Бабченок. По ее мнению, начнись учеба позднее, весь вечер прошел бы впустую. Проблема в первую очередь в дополнительном образовании — курсах, кружках, студиях, музыкальной и спортивной школах, где занятия зачастую начинаются уже в три-четыре часа дня.

Мама Елена МОИСЕЕВА: разница в час непринципиальна.
 Задача родителей — обеспечить ребенку нормальный режим.

— Они вообще живут какой-то своей жизнью, — сетует гимназистка. — Старшеклассники оканчивают учебу в два-три часа, а ведь еще нужно время на дорогу, на то, чтобы поесть. У подростка нет времени на отдых — он бежит на новые занятия. Потом бегом домой — делать уроки. Надо все успеть. А заканчивай мы на час позднее, все это было бы еще сложнее! 

Вообще, поддерживает ее Оксана Мигас, это действительно большая проблема для гимназистов, у которых нагрузка больше, чем в общеобразовательной школе. 

— Иногда ребятам приходится отпрашиваться с занятий, чтобы, например, успеть в определенное время на корт, — рассказывает она. — Изменить это время весьма проблематично.

 И это во многом, по мнению руководителя, тормозит перенос начала занятий с 8 утра на 9. «Тогда нужно, чтобы и эти учреждения учитывали изменения вместе с нами», — убеждена она. 

Поспать или проспать?


Озабоченных недосыпом учителей, родителей и педагогов, на удивление, не так уж и много. Учитель начальных классов гимназии № 8, классный руководитель 4-го «А» класса Ирина Василевич убеждена: ее четвероклашки настолько загружены, что начало занятий для них в 8 утра — это спасение. 

— Дети небольшие, встают нетяжело, — говорит она. — Два-три человека — «совы», а так класс работает бодро.

По словам педагога, практически все ее подопечные посещают не менее двух дополнительных занятий. День некоторых детей фактически расписан по минутам. Раньше начались уроки — больше времени на все остальное. Четвероклассница гимназии Даша Никифорова — кстати, серебряная чемпионка мира по шашкам, — занимается после уроков шашками, балетом, игрой на фортепиано, поет в трех хорах. Ее одноклассница Даша Моисеева ходит на музыку, ирландские танцы, посещает ансамбль французской песни «Каравелла». 

Кстати, интересную мысль высказала одиннадцатиклассница гимназии № 18 Анастасия Романчик, которая очень сожалеет, что такая дискуссия проводится только сейчас, когда она оканчивает учебу. Сама девушка ходит на уроки к восьми и видит в этом много плюсов. А вот при начале занятий всем с девяти опасается: вдруг тогда некоторые ребята, особенно младшие, у которых родители уходят на работу рано, начнут прогуливать? Мама с папой за порог — а они не в школу, а гулять. Или будут спать дольше — контроля-то нет!

Формула комфорта


Занятия с девяти — больше шансов выспаться, с восьми — больше родительского контроля и возможность доставить чадо до школьного порога. Как взвесить, что важнее? В гимназии № 8 Минска нашли свою формулу комфорта. Начало уроков гимназических классов — в 9 утра. Но если кому-то удобнее находиться в учебных стенах с восьми — милости просим. Здесь, рассказала директор учреждения Наталья Аладьина, есть целое расписание так называемых нулевых уроков. А если точнее — дополнительных занятий. Чтобы не заниматься после уроков, можно начать учебный день на час раньше. 

Кстати, по поводу утренних допзанятий мнения в зависимости от классов расходятся. То, что хорошо подростку, плохо младшему школьнику. Несколько лет назад в гимназии был опыт проведения таких занятий в младшей школе. В итоге ребята, которые их посещали, к последнему уроку уставали больше других одноклассников. И от этой идеи отказались — малыши есть малыши. 

А вот старшеклассникам такой ритм по душе: хочешь — занимаешься, хочешь — высыпаешься, хочешь — домашние задания с утра, как десятиклассница гимназии № 8 Анна Чупригина, доделываешь. «Это очень удобно, — признается она. — С моей нагрузкой часто уроки доделываю с утра. Я занимаюсь танцами, профессионально теннисом, веду танцы у младших групп как хореограф, а еще начала изучать английский. Но при желании, если хочешь окончить учебный день пораньше, можно прийти на учебу и в восемь». 

Что ж, сколько людей — столько мнений. Очевидно одно: универсальной формулы нет. У каждого учебного заведения — своя правда, свои аргументы. Навязать всем одну модель? А нужно ли это?! Другое дело, наверное, что детям, родителям, педагогам, администрации нужно больше слушать и лучше слышать друг друга. Тогда и вопросов, и нареканий будет меньше. 

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter