Как приятно встать рано утром, надеть белую рубашку и отправиться на экзамен – при условии, что его сдаешь не ты. Корреспонденты «Знаменки» составили компанию преподавателям Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, чтобы на себе прочувствовать, каково это – находиться по другую сторону кафедры.
Во всем виноват Торндайк
На факультете социально-педаго-гических технологий нас уже ждут: сегодня здесь будет сдавать «Педагогическую психологию» группа № 211. Пока первая пятерка на ватных ногах заходит в аудиторию, остальные второкурсники судорожно перелистывают конспекты.
– Как преподаватель? – интересуюсь я. – Списать можно?
– Даже если и захочешь, то не успеешь: на два письменных вопроса дается всего 20 минут. Тут хотя бы успеть написать то, что знаешь.
Преподаватель – доктор психологических наук Александр Лобанов – проводит экзамен по инновационной методике: студенты заходят партиями по пять человек и в течение 20 минут пишут ответы на билет. Александр Павлович уверен, что нам давно пора отказываться от устных экзаменов в пользу письменных:
– Заметьте, в европейских вузах устных испытаний практически нет – либо тест, либо несколько открытых вопросов. Письменный экзамен более объективный, беспристрастный.
Александр Лобанов уверен, что нам пора отказаться от устных экзаменов
Студентам такая форма тоже нравится: когда не нужно общаться с лектором с глазу на глаз, волнуешься меньше.– Хотя я все равно переживала: специально пошла в первой пятерке, чтобы быстрее отмучиться, – признается Аня Лупеко.
– Я вроде и не волновался особо, но перед экзаменом никак не мог уснуть. Но как только задремал, кто-то стал кричать: «Халява, приди!» – жалуется Игорь Темицкий, и вся группа дружно смеется.
Староста Татьяна Романейко – само спокойствие:
– Волноваться мне по возрасту не положено, – шутит студентка, которая старше одногруппников почти вдвое.
Проработав 20 лет в торговле, Татьяна решила осуществить юношескую мечту – поступить в педуниверситет. К тестированию готовилась сама, учится на бюджете.
– Предметы, связанные с педагогикой, психологией, даются легче, чем остальным. Ведь у меня большой жизненный опыт и двое детей, с которыми я на практике прошла через все этапы взросления, возрастные кризисы, которые мы как раз сейчас изучаем.
Когда последняя пятерка выходит в коридор, мы с профессором принимаемся за священнодействие – начинаем проверять работы. С непривычки не могу разобрать ни слова: мой глаз, привыкший к печатным компьютерным буквам, отказывается воспринимать витиеватый студенческий почерк.
– Это они еще старались, – шутит преподаватель. – Потому что знают: если я не пойму, что написано, придется беседовать лично.
Студентка Анастасия, чью работу проверяем, справилась неплохо. Вот только фамилию психолога Торндайка написала неправильно – и преподаватель ставит на полях жирную галочку.
– За первый ответ поставим восемь. Второй раскрыт хуже – за него пять. В среднем получается шесть с половиной. Рейтинг – семь. Значит, и в зачетку пойдет семерка.
Умные часы не прокатят
По сложным переходам, напоминающими лабиринты Минотавра, направляемся на факультет естествознания. Здесь сдают профильный предмет будущие химики и биологи. «Методика преподавания химии» сложнее, чем просто химия, уверена четверокурсница Елена Ермоленко:
– Мало помнить все формулы и реакции. Еще нужно знать, как объяснить это другим.
И хотя сама я с химией в школе не дружила, с важным видом сажусь рядом с преподавателем Викторией Огородник и слушаю ответ, делая вид, что все понимаю.
Екатерину Борисевич появление второго экзаменатора нисколько не смущает: студентка уже работает на 0.75 ставки в минской гимназии № 24 и к публичным выступлениям привыкла. Она бойко рассказывает про то, как должен читаться школьный курс по органике и как грамотно организовать экскурсию по химии.
– Куда в Минске можно сводить школьников? – спрашивает Виктория Эдуардовна.
– На молокозавод, хлебный комбинат. Еще можно в Академию наук – если пустят.
А вот в задаче Екатерина немного напутала.
– Поставим семь! – предлагает преподаватель.
Виктория Эдуардовна работает в университете восемь лет и считается педагогом строгим, но справедливым: студентов не валит, но и отметки даром не ставит. Еще она нетерпима к списыванию и перед нашим приходом заставила одну из студенток снять умные часы, в которые та предусмотрительно залила шпаргалки.
– Часто слышу от коллег, что студенты уже не те. Но я бы так не обобщала: они разные. И в каждой группе обязательно есть ребята, у которых горят глаза и ради которых хочется приходить на работу снова и снова.
НЕ ПРОЗЕВАЙ!
«Знаменка» объявляет конкурс «Преподаватель года»
Товарищи студенты, номинируйте! Присылайте короткие истории о педагогах, которых считаете самыми-самыми на электронный адрес редакции zn@sb.by или по почте: 220013, Минск, ул. Б. Хмельницкого, 10а, с пометкой на конверте «Для «Знаменки» (не забудьте указать свой контактный телефон). Победителя определим вместе путем голосования.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО