Парламентское Собрание Союза Беларуси и России обновилось более чем наполовину

Сенатор Сергей Калашников: меньше попыток забежать вперед – больше реальных дел

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России обновилось более чем наполовину. Один из его старейших членов, сенатор Сергей Калашников, предупреждает: эйфорию в сторону – надо работать над конкретными проектами.


Депутат Парламентского собрания предложил контролировать союзные программы в онлайн-режиме. Фото: Владимир Коробицын

– Сергей Вячеславович, с чего начнет работу новый состав Парламентского Собрания?

– Как правило, новички приходят к нам, переполненные эйфорией от возможности вложить свою нерастраченную энергию в ускоренное строительство Союзного государства. Это, с одной стороны, хорошо, но, как показал опыт, непрактично. В первую очередь надо определить, какие конкретные задачи стоят перед нами. И четко представлять, что хотим иметь на выходе. Не надо фантазировать о единой валюте. Нужно ставить достижимые цели и идти к ним.

У нас уже есть наработки, требующие нормативного подтверждения. В первую очередь это бюджет Союзного государства. Именно он (а бюджет составляет Постоянный Комитет, парламентарии утверждают) гарантирует реализацию проектов Союзного государства. Чем меньше фантазий и попыток забежать вперед, чем больше реальных дел, тем быстрее будет идти интеграция.

– Какие проекты будут в приоритете?

– Только сейчас перед нами в полной мере встала очень важная проблема. В России и в Беларуси, как и в мире, проходят сложные экономические процессы. Кризис. Чтобы минимизировать его последствия, нужны совместные усилия наших стран. На постсоветском пространстве было и осталось разделение труда, в том числе интеллектуального. Умелое сочетание возможностей России и Беларуси – новое направление нашей работы, по крайней мере, Комиссии по экономической политике.

Мне очень понравилось выступление Александра Григорьевича Лукашенко на втором Форуме регионов. Он сказал, что Беларусь видит свою задачу в развитии новых технологий. Такая задача стоит и перед Россией. А значит, тем более – перед Союзным государством.

– И как к ней подступиться?

– А у нас накопился хороший опыт решения сложных технологических проблем. Еще в первом бюджете Союзного государства, например, были заложены такие программы, как создание современных моторов (Евро-5), большой вычислительной машины «СКИФ» и другие. Есть у нас и опыт продвижения действительно актуальных высокотехнологичных систем.

– А как быть с союзными программами, которые были заложены в бюджет, но развития не получили?

– Тут сказалась недостаточная проработка проектов на стадии утверждения, в том числе и со стороны Парламентского Собрания. Мало цель обозначить: нужно представлять, как к ней идти. Союзным парламентариям не хватает системы контроля.

– Парламентское Собрание давно бьется за функцию контроля.

– К сожалению, пока мы ее не получили. Формально полномочия у Парламентского Собрания есть, но они декларативные. Чтобы вести реальный контроль за реализацией программ, нужно создавать рабочую группу, которая бы контролировала процесс в онлайн-режиме, а не от сессии к сессии. Постоянный Комитет здесь тоже недорабатывает, потому что он отвечает за организацию программ. Классический пример – недофинансирование. Деньги выделены, но не потрачены. Постоянный Комитет должен сигнализировать депутатам о таких ситуациях.

– Нужен ли новый наднациональный орган?

– Уже есть, и не один: это Совет министров Союзного государства и Высший Государственный Совет. На данный момент этого достаточно. В перспективе, конечно, потребуются какие-то новые органы – причем в рамках конкретных проектов и задач. Европа начала с объединения сталелитейщиков и производителей угля, а закончила Евросоюзом – вот вам пример из реальной жизни.

– Почему Парламентское Собрание не принимает законов?

– Беларусь и Россия – разные государства, пока нет единого правового поля, поэтому мы не можем принимать наднациональные законы. Это требует интеграции иного уровня. Но мы можем синхронизировать наши законодательные нормы, создавать единые правовые принципы. Что и делаем.

Чернобыльские программы нужно продолжить


Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Василий Тарасюк:

– Не раз бывал в Беларуси и с большим уважением отношусь к народу-труженику. Белорусы ко всему подходят обстоятельно. И к избирательному процессу тоже. Депутатов выбирают не просто так, а тех, которые могут достойно представлять республику на международной арене.

В новом составе Парламентского Собрания планирую работать в Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий. Она занимается очень нужным и важным делом. То, что уже сделано, впечатляет. Особенно «Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси», который показывает степень радиоактивного загрязнения территорий, пострадавших от этой крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофы. Разработаны методики поведения людей на загрязненных территориях, то, как местная власть должна о них заботиться и многое другое. Надеюсь, что мои знания и богатый жизненный опыт будут полезны в решении вопросов, стоящих перед этой комиссией.

Беларусь – пример для многих стран


Член Комитета Государственной думы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев:

– Когда у меня появилась возможность войти в состав Парламентского Собрания, сделал это, не раздумывая. На мой взгляд, второго такого уникального государства, как Беларусь, нет не только на постсоветском пространстве, но и в мире.

В Беларуси у меня много друзей, несколько раз был там на президентских и парламентских выборах, видел, как демократично они проводились, поэтому убежден, что Беларусь в этом – пример для многих стран.

Если говорить об экономике республики, то нашим министрам, губернаторам порекомендовал бы внимательно посмотреть, насколько эффективно и грамотно там ведется народное хозяйство, решаются вопросы возрождения сельского хозяйства, промышленности, осуществляется социальная политика, направленная на заботу о человеке труда.

В этих сферах Беларусь достигла такой высокой планки, до которой России еще идти и идти.

В этом большая заслуга ее Президента Александра Лукашенко.

Конкретные нужды людей – вот точка отсчета


Тамара Красовская, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по труду и социальным вопросам:

– Обсуждение важных вопросов в долгий ящик откладывать не будем. За этот год мы решили многие проблемы. Например, белорусам не нужно подтверждать владение русским языком и сдавать экзамен по истории при получении вида на жительство в России. Такая же ситуация была с законом «О безопасности дорожного движения». Чтобы устроиться водителем в России, всем иностранным гражданам (и белорусам тоже) нужно было бы сдавать экзамены, получать водительское удостоверение специального образца. Мы добились того, что изменения в законе для белорусов приостановили на два года. Сегодня в повестке дня – защита прав граждан, которые временно проживают на территории России. С ними часто не заключают трудовой договор, зарплату они получают в конверте, лишая себя социальных гарантий.

Автор публикации: Наталья Долгушина
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter