Социальный эксперимент в Глуске: как работают дом отдельного проживания для «особенных» людей и мастерская для починки обуви

Сапожник в сапогах

На улице Кирова в Глуске есть обувная мастерская — миниатюрный, словно сошедший со страниц книги сказок, деревянный домик. Украшает ее ажурная вывеска «У Мишика», а принадлежит она не местному Дому быта и не частному предпринимателю, а учреждению «Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития». Непосредственный хозяин в мастерской Миша Рунцевич — воспитанник этого заведения. Сам интернат расположен в десятке километров отсюда, но квартирует Мишик именно в Глуске. Вместе с семью другими ребятами живет он здесь в отдельном доме. Под опекой воспитателей.

Стирая границы
Обувная мастерская «У Мишика»

Следует сказать, что программа сопровождаемого проживания воспитанников реализуется и в других учреждениях аналогичного профиля, например, в Богушевске. Но там домики для наиболее подготовленных к самостоятельности в быту ребят находятся непосредственно на территории заведения. Весновские же воспитатели пошли чуточку дальше — благодаря помощи неравнодушных граждан шесть лет назад им удалось приобрести под эти нужды дом. Преодолев в физическом смысле пределы базовой территории учреждения, они вышли и за рамки стандартов устоявшейся практики, предусматривающей традиционную изолированность людей с особенностями развития от общества.

В доме, что практически в самом центре Глуска, есть все необходимое для полноценной жизни. С условиями проживания нас знакомит Вячеслав Климович, директор Весновского дома-интерната. На первом этаже — просторная гостиная с телевизором, большим столом и диваном, вместительная, оснащенная полезной техникой кухня, спальная комната, санузел и душ. На втором, куда из кухни ведет красивая деревянная лестница, еще несколько спален. Чисто, комфортно, уютно — сделанный в свое время комплексный ремонт еще та красота. Порядок и во дворе: за домом небольшой садик с фруктовыми деревьями, грядки под клубнику и под овощи, вольер с курочками, сарайчик с кроликами, небольшая банька. Словом, все как у тех, кто без особенностей. А во многом даже лучше. Что, похоже, и есть главнейшая здешняя особенность.

— Предоставив ребятам больше свободы и самостоятельности, мы не столкнулись с проблемой недисциплинированности, — предвосхищает ряд вопросов заведующая отделением сопровождаемого проживания Весновского дома-интерната Ирина Гришина. — Наоборот, ребята, которые проживают в домике, стали заметно собраннее и ответственнее, что могут подтвердить те же соседи по улице, в первое время несколько переживавшие по поводу такого соседства. Да, это адаптация. Причем не только людей с особенностями развития к социуму, но и социума к таким людям.

Ребята всегда готовы помочь — кому угодно и в чем угодно. Сашу Пестова часто можно встретить в обществе проживающего рядом заготовителя райпо, которому при необходимости подсобит с картоном или иным вторресурсом, в несложных операциях по гаражной части. Коля Радевич отлично управляется с газонокосилкой и от души откосит, если кто попросит. Гриша Дювбаков больше домосед, но, как и любящий работу с землей и кроликами Ваня Гуков, с удовольствием ходит за покупками и уж точно не откажет, если хлеб с молоком понадобятся еще кому-нибудь из соседей. А Михаил Рунцевич, которого все называют Мишиком, несмотря на некоторые сложности с речью, уже давно стал задушевным собеседником для одной из проживающих по соседству с его мастерской бабушек.

Готовят ребята себе сами.

Коммерческая жилка

Учатся и работают ребята при интернате: по будням в половине восьмого они покидают свой уютный дом, чтобы по завершении насыщенного событиями дня — где-то после пяти вечера — вернуться обратно. Возит их автобус. У Мишика немного другое расписание — его мастерская через дорогу, но и он дважды в неделю на занятиях в Весново.

Мишик говорит, что обувь чинить он научился давно, еще в детстве. Помогал штатному сапожнику дома-интерната, наловчился да стал ремонтировать туфли и сапоги самостоятельно. Получается у него хорошо, работники дома-интерната, которые сами делали у него заказы, могут это подтвердить. Он и набойки сделает, и профилактику, и подклеить подошву может, поставить заплатку, прошить.


Мастера на все руки

В выходные — работа по домашнему хозяйству, прогулки, отдых для души и тела. Все это время рядом с ними опытный специалист-воспитатель. На вопрос, в чем заключается его, вернее, ее работа, ребята наперебой начинают рассказывать, как и чем сами помогают ей.

— Да, скорее, это они ухаживают за нашим работником, а не наоборот, — улыбается Вячеслав Владимирович.

В Глуске есть еще один объект, принадлежащий дому-интернату, — магазин. Здесь можно приобрести все то, что воспитанники делают собственными руками в весновских мастерских. Это и оригинально оформленные поздравительные открытки, и плетеные корзиночки, и посуда из обожженной глины, и даже шерстяные носочки со свитерами. В отдельной комнате — умеющие складываться симпатичные столики, стулья и табуреты из массива. Мастер по части мебели — Саша Медовский: за смену легко соберет с десяток стульев, причем если раньше работу делал по шаблонам, то теперь уже почти что с закрытыми глазами, но, как и прежде, основательно. Работает с мебелью и Слава Браусов, однако истинное его призвание в другом — он мастерски вышивает иконы. Ирина Николаевна нахваливает воспитанников:

— В каждой нашей мастерской есть дети, которые в своем деле могут дать настоящий мастер-класс.


Впрочем, дети — это громко сказано. Участвующие в программе сопровождаемого проживания ребята уже давно перевалили за черту совершеннолетия, и к малышне их можно отнести скорее чисто ментально. Пройдет совсем немного времени, и с домом-интернатом для детей им придется попрощаться. Куда дальше ведет таких ребят дорога жизни? По общему правилу, в дом-интернат для взрослых. Согласно действующему законодательству они недееспособны и, к примеру, найти работу, оказавшись в свободном плавании, в силу врачебного заключения об утрате психического здоровья вряд ли смогут. Вместе с тем утрата утрате рознь: эти ребята в состоянии не только ухаживать за собой, но и заботиться об окружающих, а что касается способностей и навыков, которыми обладают, до их уровня еще расти и расти многим дееспособным.

Хорошей альтернативой интернату для взрослых, по мнению Вячеслава Климовича, могла бы стать практика дальнейшей реабилитации получивших опыт сопровождаемого проживания ребят непосредственно в условиях реальной жизни. Разумеется, под наблюдением специалистов территориальных центров социального обслуживания населения. Жилье за ними закреплено по месту их рождения, заработать они в состоянии, глядишь, и личную жизнь устроят. Ведь и правда: задача государства и общества — помочь человеку в том, в чем он нуждается по-настоящему.

Виталий ЕФИМЕНКО

vitaliy.yefimenko@yahoo.com

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter