Глава «Белпочты» Владимир МАТУСЕВИЧ: мы изучаем возможность оформления кредитов и выдачи банковских платежных карточек во всех отделениях связи страны

С практической почты зрения

Помнит ли сегодня кто-то из нас, что еще сто лет назад важные сообщения люди передавали друг другу с помощью голубиной почты? Сегодня изысканный эпистолярный жанр уходит в прошлое, а привычная всем нам почта трансформируется. Она становится чем-то средним между банком и компьютерным центром. При этом она продолжает оставаться тем местом, куда люди приходят пообщаться и узнать последние новости.

С генеральным директором РУП «Белпочта» Владимиром МАТУСЕВИЧЕМ мы обсудили новые услуги, будущее печатной прессы, а также узнали, сколько мы отправляем открыток накануне новогодних праздников.

Впереди  информационного поезда


Родился 20 ноября 1971 года в Минске

1989 окончил СШ №121 г. Минска

1994 с отличием окончил БГУ, пришел на работу в Министерство культуры и печати. Впоследствии эта структура была преобразована в Государственный комитет по печати и Министерство информации

2009 с отличием окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь

2016 назначен генеральным директором РУП «Белпочта»
— Владимир Владимирович, давайте начнем наш разговор с того, что сегодня представляет собой «Белпочта». Это ведь уже давно не только то учреждение, где мы получаем и отправляем корреспонденцию.

 — Совершенно согласен с вами. В середине ноября подведены итоги очередного рейтинга стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Наша страна в очередной раз подтвердила статус регионального лидера в Восточной Европе, заняв в списке 32-ю строчку. Мы опередили не только соседей, но и ряд западноевропейских государств. Это свидетельство того, что в стране развитие инфраструктуры, IT и электронных услуг идет семимильными шагами. Разумеется, почта не может быть в стороне от этого процесса. Мы понимаем, что мобильные платежи, онлайн-услуги, интернет-торговля — это все динамично развивающиеся сегменты, своеобразные экономические драйверы. И в связи с этим «Белпочта» тоже ищет свое место на рынке. В частности, мы активно работаем в интернет-торговле, занимаем значительную долю в сегменте доставки и курьерских услуг.

Почти год Владимир МАТУСЕВИЧ возглавляет РУП «Белпочта»
— Какими новинками порадуете пользователей в ближайшее время?

— Скоро запустим обновленную версию интернет-портала и мобильное приложение. В первом квартале 2018 года ими уже можно будет воспользоваться. С помощью приложения можно будет не только заказывать и получать почтовые услуги, следить за почтовыми отправлениями, но и совершать все платежи в ЕРИП. Это должен быть комплексный агрегатор всего спектра услуг, которые сегодня оказывает «Белпочта». Без этого невозможно движение вперед. Активно развиваем и дистанционные услуги: в отделениях почтовой связи (ОПС) уже работает около 1000 платежно-справочных терминалов, посредством которых можно провести любой платеж, оформить подписку на газеты и журналы. Как следствие — клиент с минимально затраченным временем осуществляет платежи,  снижаются нагрузки на оператора, сокращаются очереди в отделениях почтовой связи. Кстати, в крупных отделениях с целью распределения потока клиентов и оптимизации работы операторов введена система «электронная очередь». В дальнейшем планируем внедрение системы и в других отделениях почтовой связи.

Хочу напомнить, что в структуре «Белпочты» работают 19 тысяч человек, которые обслуживают более 20 тысяч населенных пунктов. Поэтому мы внедряем информационные технологии не только в части взаимоотношений с клиентом, но и в процессы управленческого и аналитического учета предприятием.

— Современная почта — это почти банк…

— Да, мы активно развиваем спектр финансовых услуг, которые клиенту могут оказать как в банке, так и на почте. На сегодняшний день у наших клиентов есть возможность получить такие услуги, как, например, снятие наличных денежных средств с банковской платежной карточки. Они могут осуществить пополнение счета, произвести оплату услуг, отправить денежный перевод, оформить пакет документов для выдачи кредита некоторыми банками. Кроме того, мы прорабатываем вопрос о расширении сотрудничества с банковскими учреждениями в части выдачи платежных карточек. Мне кажется, это очень актуально, ведь отделения банков есть не во всех сельских населенных пунктах. Зато там присутствует почта, которая может стать в хорошем смысле слова посредником между банком и клиентом.

Первоклассник СШ № 121 г. Минска, 1979 год
Помимо этого, мы являемся информационным посредником в оказании государственных электронных услуг: например, на почте можно получить кадастровые справки. Будем развивать это направление, в том числе и для того, чтобы люди могли активнее пользоваться электронной цифровой подписью, расширять перечень потребляемых государственных услуг. Мы видим свое участие в процессах предоставления самого широкого спектра услуг, как электронных, так и физических: например, от оплаты штрафа до получения документов государственных органов, имеющих юридическую силу. Особенно важно это для сельских жителей, которым не придется ехать в областной или районный центр, а достаточно будет зайти в местное отделение почтовой связи.

— Скажите, а письма белорусы еще пишут?

— Пишут, хотя объем такой корреспонденции ежегодно снижается на 2—5%. Но это мировая тенденция. Внедрение электронных форматов обмена информацией, безусловно, сказывается на этом процессе, в связи с чем прогнозируется и дальнейшее снижение объемов. Вместе с тем сегодня многие организации считают статусным и престижным поздравить своих клиентов и партнеров с праздником письмом или открыткой. Поэтому я не боюсь, что этот формат окончательно исчезнет. Традиционный пик отправки писем и открыток — это новогодние праздники: если весь объем продаваемых открыток и почтовых карточек у нас составляет примерно
2,5 миллиона штук, то в ноябре—декабре объем реализации около миллиона. Наверное, потому, что Новый год остается одним из наших самых любимых праздников, когда хочется подарить тепло своим близким и друзьям, в том числе и с помощью почты.

C отцом Владимиром Павловичем, 1976 год

Доставить вовремя

— Понятно, что времена меняются. Если еще 50 лет назад почта зарабатывала в основном на отправлениях и периодике, сегодня нужно приспосабливаться под рынок. «Белпочта» становится ближе к сегментам интернет-торговли, развивая в том числе и курьерские услуги?

— Действительно, и внутренний, и международный рынок электронной торговли ежегодно прирастает на 10—20%. На такую же цифру прирастаем и мы. Во-первых, «Белпочта» сотрудничает практически со всеми интернет-магазинами страны. Во-вторых, активно развиваем свою площадку — shop.belpost.by. Сейчас на ней можно найти более 10 тысяч товаров от 260 белорусских производителей. В ближайшее время мы обновим интерфейс, сделаем его более удобным для клиентов. А до конца года запустим англоязычную версию сайта с возможностью оплаты в валюте. Сейчас приобретать товары через наш интернет-магазин могут жители нашей страны и России.

Я бы не назвал этот сегмент самым большим у «Белпочты», все-таки значительную долю по-прежнему занимают письменная корреспонденция, международные почтовые отправления, подписка на печатные СМИ, доставка пенсий, но однозначно он самый динамично развивающийся и перспективный. Сегодня на рынке доставки много игроков, довольно высокая конкуренция. Самая важная задача в этих условиях — повышать качество при доступной цене. Потребителю необходимо, чтобы товар был доставлен в удобное для него время и в максимально сжатые сроки. Мы непрерывно работаем над улучшением качества оказываемых услуг.

— То есть «Белпочта» здесь не монополист?

— Сегодня лицензии на услуги почтовой связи и на подписку печатных СМИ имеют 15 организаций. Поэтому монополистом в полном смысле этого слова нас сложно назвать, хотя мы и работаем по всей стране. Другое дело, что частные организации больше работают в крупных городах, а сельский регион им менее интересен с точки зрения получения максимальной прибыли с минимальными затратами. В свою очередь «Белпочта» как национальный оператор в этом смысле выполняет социальную функцию и социальные стандарты: в частности, в областных центрах доставка почты осуществляется 1—2 раза в день 6 дней в неделю, в райцентрах — не менее 5 дней в неделю ежедневно. При этом мы не только обеспечиваем доступ всего населения к универсальным услугам, но и остаемся социальным центром. Например, в деревне почта — это место, где люди встречаются, обсуждают новости, общаются. Это важно. Это доверие, которым мы очень дорожим.

Владимир МАТУСЕВИЧ в должности заместителя министра информации во время акции «Книжный марафон» в Доме книги «Светоч»
Фото БЕЛТА

— Владимир Владимирович, доводилось слышать от руководителей РУПС, что с переходом на АИС «Расчет» почта потеряла в доходах.

— Система «Расчет» была создана для того, чтобы появилась возможность оплачивать весь спектр услуг через единый центр. В то же время важная идеологическая составляющая ЕРИП — снижение стоимости услуг для потребителя. Естественно, те времена, когда банки и почта при приеме платежей в рамках прямых договоров с поставщиками услуг получали достаточно высокий процент, остались в прошлом. И с социальной точки зрения это справедливо. В настоящее время мы активно работаем с ЕРИП над тем, чтобы цепочка платежей была максимально оптимальной и с экономической, и с информационной точки зрения.

— Еще одно предложение, озвученное, так сказать, снизу. В районах предлагают подумать над тем, чтобы ввести тариф за услуги, оказываемые на селе. Для некоторых сельских почтальонов основная работа — помочь оплатить пенсионерам услуги мобильных операторов. А некоторым руководителям РУПС хотелось бы как-то материально поддержать своих сотрудников.

— На нашем предприятии внедрена система материального стимулирования сотрудников в зависимости от результатов их работы. Что касается взимания дополнительных платежей за оказываемые услуги, то данный вопрос четко обозначен законодательно и не рассматривается нами как способ извлечения дополнительного дохода.

Велосипеды остаются

— В истории «Белпочты» есть такой интересный факт: в 1960 году сельским почтальонам было выдано 5000 велосипедов, мопедов и мотоциклов. Это еще актуальный вид транспорта для них?

— В сельской местности велосипеды еще остаются. Но постепенно мы переходим на мотодоставку: ею охвачено уже более 60% населенных пунктов. Это перспективное направление и с экономической точки зрения: почтальон оказывает услуги в нескольких населенных пунктах. Кроме того, дополнительная возможность доставить предварительно заказанный товар. Например, житель деревни может заказать на почте крупу или подсолнечное масло, и почтальон в удобное время вместе с доставкой газеты или пенсии привезет товар. Развитие ретейла в сельской местности — важная социальная функция, а для «Белпочты» это еще и возможность получения дополнительного дохода. Кроме того, у нас действует формат передвижных ОПС. Это специализированные автомобили, технически оснащенные, как и стационарные отделения связи, в которых оказывают почтовые услуги, принимают платежи, реализуют продовольственные и непродовольственные товары.

Персональные открытия

— Совсем скоро исполнится год, как вы перешли из Министерства информации на должность руководителя «Белпочты». Этот год был для вас сложным? Что нового открыли для себя?

— Для меня многое в почтовых технологиях было в новинку. А еще я воочию убедился, насколько почта значимый сегмент: она присутствует везде, это та структура, которая очень близка к людям. Особенно в сельской местности. Заряд хорошего настроения, улыбка, общение, теплое отношение — за этим многие идут на почту, и это дорогого стоит. Я увидел, что на почте работают неравнодушные люди, которые преданы своему делу, живут своей работой. Многие работают здесь целыми династиями. Простите, если это прозвучит слишком пафосно, но я убедился, что мы все здесь — большая семья.

— После министерства нет ли ощущения, что вы оказались по другую сторону информации?

— В Мининформе я проработал более 20 лет: прошел путь от низовых должностей до заместителя министра. После окончания БГУ пришел на работу тогда еще в Министерство культуры и печати. Впоследствии эта структура была преобразована в Госкомитет по печати и Министерство информации. Вся трудовая жизнь прошла в этом органе госуправления в тесном общении с журналистами, литераторами. Это интересно и значимо, ведь СМИ, книги, журналистика и литература — огромный пласт гуманитарной сферы, да и всей жизни, который не только отражает, но и генерирует изменения в обществе.

Уверен: мы все являемся звеньями одной цепи и участвуем в общих информационных процессах. Кстати, здесь особенно чувствуются те партнерские и хорошие отношения, которые всегда были у редакций и почтовых работников. Уверен, взаимодействие печатных СМИ и почтовой связи без дружеского начала невозможно. Мы прекрасно понимаем: развитие цифровой экономики, цифровых технологий приводит к тому, что СМИ уходят в электронный формат. К этому сейчас адаптируются не только газеты и журналы, но и аудиовизуальные СМИ: сегодня все постепенно переходят в онлайн- и телеформаты.

— Вы назвали бы это нашей общей проблемой?

— Скорее, вызовом времени. Мы вместе будем к этому адаптироваться, в том числе и экономически. Будущее печатных СМИ — качественная аналитика, лонгриды. Вместе с тем даже крупнейшие издания сегодня не могут полностью уйти в интеренет. Потребитель во всем мире привык платить за доступ в сеть, но далеко не всегда за доступ к контенту. К тому же и значительная часть рекламы будет по-прежнему оставаться в печатных версиях. Особенно если мы говорим о региональной прессе, которая рассчитана на местного потребителя. Поэтому печатные СМИ еще длительное время будут оставаться в своей традиционной форме. А значит, традиционной останется и доставка газет и журналов, а это почта.

Кстати, оформить подписку на печатные СМИ сегодня можно и дистанционно. А с развитием подписки на интернет-версии изданий и отдельные материалы почта будет принимать участие и в этом сегменте распространения средств массовой информации.

— Остается ли в вашем рабочем ритме время на печатное слово — на художественную литературу и периодику?

— Признаюсь честно: в последнее время читаю не так много, как хотелось бы. Стараюсь следить за новинками белорусской и русской литературы, но это, к сожалению, не всегда удается. Иногда хочется взять в руки и перечитать книгу или текст на планшете, кого-то из любимых авторов. За последнее время такими для меня вновь стали Лесков и Довлатов. У них, на мой взгляд, замечательный язык и стиль, чувство современной им эпохи (у каждого, разумеется, своей).

А вот за новостями в основном слежу в интернете. В том числе и на сайтах газет: это быстрее и, с моей точки зрения, удобнее. Ну а кофе с газетой — это еще и настоящее эстетическое удовольствие, но получить его сейчас удается редко.

— Вас не пугает то, с какой скоростью сегодня меняются информационно-коммуникационные технологии?

— Их трансформация действительно происходила на моих глазах. Вспоминаю, как в 1996 году мы опробовали беспроводной мобильный телефон — устройство помещалось в среднего размера чемодан. Прошло 20 лет, все кардинально изменилось, изменилась информационная среда в целом. Наши дети одним кликом уже управляют иконками на мониторе планшета и смартфона. Мне кажется, в этом смысле их нужно ограничивать, уделять больше времени физическому развитию, традиционным книгам. С другой стороны, информационная среда — наша реальность. И здесь важно не только оградить детей от вредной информации, но и помочь им адаптироваться к ней, находить в этих информационных потоках полезное. Здесь актуален современный принцип образования: учить учиться.

— А вы сами от информации отдыхаете?

— Конечно! Очень люблю поиграть с сыном в футбол, побыть на природе, сходить в кино или театр. Словом, окунуться в другую среду. Стремительная жизнь в городах утомляет. Поэтому я очень ценю моменты, когда удается выбраться в лес, подышать свежим воздухом и просто послушать звенящую тишину.

Фото из личного архива Владимира МАТУСЕВИЧА и РУП «Белпочта»

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter