Кто и как пытается реабилитировать нацизм?

Реванш не состоится


Подписанный Президентом Закон «О недопущении реабилитации нацизма» придаст мощный импульс противодействию современным мутациям коричневой чумы. В этом уверены сотрудники главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД — структуры, стоявшей у истоков многих законодательных инициатив. В беседе с корреспондентом «СБ. Беларусь сегодня» заместитель начальника ­ГУБОПиК полковник милиции Михаил ­Бедункевич рассказал о ближайших действиях государства на создающемся широком антифашистском фронте и высказал мнение о роли каждого из нас в этом важном сражении.

— Михаил Петрович, несколько лет назад ­ГУБОПиК МВД обратил пристальное внимание на новую угрозу — ползучее наступление неонацизма. Что послужило толчком для активизации этого направления работы и законодательной деятельности вашей структуры?

Михаил Бедункевич.
— Напомню, что в 2015 году мы вышли с инициативой внести изменения, ужесточающие ответственность за пропаганду нацизма, за публичную демонстрацию фашистской символики, атрибутики. По событиям в европейских государствах и странах ближнего зарубежья мы видели, как начал поднимать голову неонацизм. Уже тогда стала проявляться четкая тенденция «переформатирования» истории. В то время мы также столкнулись и с теми, кто фактически открыто ­выражал свои профашистские взгляды, нагло демонстрировал нацистскую символику — не где-то за рубежом, а у нас, в Беларуси. Люди возмущались! И наши законодательные инициативы стали своевременной реакцией на тревожные процессы и обращения граждан. Надо было эту поднимающуюся голову неонацизма срубать, привлекать идейных наследников фашизма к ответственности, показывать их сущность, настоящие цели, общественную опасность. 

Поэтому и было принято решение бороться с проявлениями современного нацизма, попытками героизации военных преступников, экстремистами разных мастей еще более решительно. Доморощенных «нациков» не жалели. Привлекали и за публичную демонстрацию, распространение нацистской символики, и за другие преступления. Но мы увидели и определенные проблемы. На государственном уровне требовалось привлечение более пристального внимания к угрозе и ее истокам. Для борьбы с идеями неонацизма необходимо было задействовать более широкий круг заинтересованных государственных органов. Нас поддержали авторитетные специалисты министерств и ведомств, депутаты. Были, напомню, приняты соответствующие изменения в административное законодательство, в законодательство об экстремизме. И время показало, что Министерство внутренних дел было абсолютно право, увидев опасность в росте этих явлений. 

— Закон «О недопущении реабилитации нацизма» придаст формирующемуся антифашистскому фронту новый импульс? 

— Законом предусмотрены разные направления, в том числе просветительская работа. Сделано многое, однако до сих пор ощущается недостаток информации. Мы зачастую проигрываем идеологическим противникам информационно, не в полной мере доносим молодому поколению правду о войне. О том, какой ценой миллионов жизней и неимоверного послевоенного труда нам достались мир и независимость. Поэтому в рамках Закона «О недопущении реабилитации нацизма» государственным органам поручены задачи по воспитанию молодого поколения, проведению информационной работы, разъяснительных мероприятий. 

Очень важно, что закон не носит какой-то карательный, принудительный характер. Ни в коем случае! Административные меры и уголовная ответственность не ужесточались и остались неизменными. Цель закона — именно в проведении всеобъемлющей государственной воспитательной работы с населением, в первую очередь с молодежью. 

Воспитание духовной нравственности, гражданственности и патриотизма — за этими словами кроется очень большой смысл. Мы должны ценить, развивать, воспитывать в детях эти чувства, чтобы это передавали следующим поколениям, чтобы вновь не допустить коричневой чумы. Надо понимать, что в годы войны нацизму было нанесено очень болезненное поражение. Настолько сокрушительное и унизительное, что потомки фашистов не могут успокоиться до сих пор. Но взять реванш у них не получится. Мы, воспитанные на понимании ценности подвигов советского народа, сделаем все, чтобы эти ценности чтили и развивали будущие поколения. На это и направлены положения закона. Такой фундамент должен консолидировать общество. 

— Какие действия планирует ­ГУБОПиК МВД в решительном наступлении на сторонников ультраправых идей?

— Есть четкий план, начиная от организационных моментов и заканчивая практическими, профилактическими мероприятиями, которые мы будем развивать. Значительное внимание уделим проявлениям реабилитации нацизма в различных сегментах интернета. Дадим непримиримый бой дискредитации, оскорблению ветеранов Великой Отечественной войны, оправданию нацистов, «творчеству», разжигающему расовую, национальную рознь. Плотнее возьмемся за различные молодежные группы ультраправого толка. Поработаем с так называемыми блогерами, которые прикрываясь своим статусом, становятся на путь пособников неонацизма. Также планируем развивать свою информационную работу. Будем поощрять блогеров, которые помогают доносить правдивую информацию до узкопрофильных групп. Продолжать работу с фанатскими секторами — для их отхода от ультраправых движений. Диалог с наиболее вменяемыми фанатами у нас налажен. А с теми, кто нас не хочет понимать, — будем действовать по-другому.
В течение месяца мы пересмотрим список коллаборационистских организаций, действовавших на территории ­БССР и выполнявших преступные приказы нацистской оккупационной администрации.
В ближайшее время на совещании со специалистами КГБ, Минюста, представителями ученого сообщества внимательно пересмотрим и, возможно, увеличим перечень этих организаций. Кроме того, дополнительно изучим символику и атрибутику, использовавшиеся организациями гитлеровских приспешников, и расширим список запрещенной нацистской символики и атрибутики. Это мы сделаем до вступления закона в силу.

Таким фашиствующим молодчикам у нас разгуляться не дадут.

— Какой видите судьбу и статус бчб-флага?

— Настало время принять меры. Пора поставить точку в этом вопросе — люди просят. Когда готовилось Всебелорусское народное собрание, госорганы принимали просто вал обращений от граждан по принятию ужесточающих мер в отношении коллаборационистской символики! Сейчас мы видим попытку «замазать» проблему — будто бы ее нет. 
Как потомки людей, воевавших и отдавших жизни за Победу, мы не можем просто так, равнодушно, взирать на символику предателей. Поэтому в ближайшее время будем выступать с инициативой по включению в список нацистской символики бчб-флага, использовавшегося всеми коллаборационистскими организациями на территории ­БССР в годы оккупации. 
Понятно, есть случаи, в которых он может быть использован (такие моменты оговорены и разрешены законом): в фильмах, театральных постановках, в архивной, музейной работе. Но попытки ходить по улицам с бчб-флагами будут очень жестко пресекаться. 

— Какую роль общественности вы видите в реализации положений нового закона?

— Нужно пересмотреть программы обучения в школах, усовершенствовать учебный процесс, работу со школьниками, студентами. Больше внимания уделять изучению истории Великой Отечественной войны. Рядовые граждане, все слои населения должны правильно информировать молодежь, показывать детям, внукам, кто был настоящим героем в той войне, а кто был предателем. Рассказывать, ради чего боролся с фашизмом наш народ и какие жертвы мы понесли. Каждый должен участвовать в этой работе по воспитанию молодого поколения в духе уважения к подвигу солдат Красной армии и неприятия нацизма. И, замечая у себя вокруг примеры профашистских поползновений, не оставаться равнодушными. 

События прошлого года сильно повлияли на общественное сознание. Успешная работа ­ГУБОПиК во многом строится и на информации неравнодушных граждан разного возраста. Много заявлений приходит, много звонков нам поступает. И это не «поклепы», не «доносы» — сведения о правонарушениях, преступлениях тщательно проверяются и подтверждаются. 

Возможно, кто-то лишний раз сомневается: мол, стоит ли выступать в роли, так сказать, милицейского осведомителя? Однако напомню, что фактически за каждым неонацистом тянется шлейф самых разных преступлений. Такие персонажи приходят в неонацистские, экстремистские формирования, а также на деструктивные телеграм-каналы уже с преступной девиацией. Многие совершают хулиганства, разбои, грабежи, связаны с наркотиками. В неонацистских течениях их привлекает идея доминирования над остальными, они уже настроены на преступления, связанные с насилием. Как и полицаи, уголовники-перебежчики периода фашистской оккупации, они готовы служить своим нынешним хозяевам из корысти. Нацизм — их «социальный лифт». Однако их удел — быть презираемыми и понести заслуженное наказание. А всем здоровым силам нашего общества надо быть бдительными, не давать слабину перед новоявленными пособниками нынешних нацистов и работать плечом к плечу.

Подобные «игрушки» регулярно находят у ультраправых фанатов.

spetsnaz@sb.by

Фото ГУБОПиК МВД.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter