В экономическом суде Брестской области находятся более 300 дел об экономической несостоятельности

Расчет на второе дыхание

Слово «банкрот» не дает возможности для полета фантазии. Банкрот — и точка! Те, кто не владеет нюансами экономической теории, уверены: худшее, что может случиться с предприятием, это банкротство. Громом средь ясного неба стали недавние известия об обращении в экономический суд ряда крупнейших предприятий Брестской области. ОАО «Ковры Бреста», СООО «Первая шоколадная компания», ОАО «Барановичидрев», ЗАО СП «Белкельме», ОАО «Брестское пиво», ОАО «Пинский винодельческий завод», РУПП «Березатара»... Известные в прошлом. В настоящем — экономически несостоятельные. Однако специалисты утверждают, что вступление в процедуру банкротства — еще не крах. Наоборот, у предприятий появляются шансы выжить и надежда, что клубок противоречий будет разматываться на благо всем участникам конфликтной ситуации. Примеры, когда после санации предприятие возрождается, в Брестской области имеются.

Признаки неблагополучия у белорусско–испанского предприятия «Белкельме» были налицо еще в 2014 году. Минувшим летом один за другим стали закрываться их фирменные магазины. После проверки предприятия Комитетом госконтроля было возбуждено 9 уголовных дел. За нарушения и недостатки при осуществлении финансово–хозяйственной деятельности, падение объемов производства, накопление сверхнормативных складских запасов... 28 декабря минувшего года в экономический суд Брестской области поступили документы о признании «Белкельме» экономически несостоятельным. Временный управляющий «Белкельме» Николай Климчук рассказал, что защитный период заканчивается в январе, а в конце весны кредиторы определят: либо санация, либо ликвидация.

В практике Николая Климчука есть положительный пример, как убыточный завод обрел второе дыхание. Это — Ганцевичский комбинат панельного домостроения, который за три года усилиями многих людей успешно прошел процедуру оздоровления.

Второе бюджетообразующее предприятие Ганцевичей — ОАО «Модуль» — тоже удачно вернулось к жизни. Производство по делу об экономической несостоятельности возбудили в 2013 году. За период санации было проведено шесть аукционных торгов — все без результата. Летом 2016 года основной кредитор принял «Модуль» в счет удовлетворения претензий. Затем был найден вариант привлечения инвестора. Вся процедура шла без остановки производства, и председатель Ганцевичского райисполкома Александр Солоневич считает это беспрецедентным:

Фото Валентины КОЗЛОВИЧ.

— Завод не останавливался. С 3 января 2017 года трудовой коллектив предприятия работает на ОАО «Завод Модуль».

Нашелся инвестор и для ОАО «Барановичхлебопродукт», рассказал заместитель начальника Брестского территориального отдела по санации и банкротству Николай Волчек:

— Антикризисный управляющий по согласованию с кредиторами выделил предприятие как имущественный комплекс по производству кофейного напитка и соков, затем на аукционе его продали российскому инвестору. Правда, из–за пробелов в законодательстве есть сложности с регистрацией сделки.

Резидент СЭЗ «Брест» «Первая шоколадная компания», известная продуктом под брендом «Идеал», летом минувшего года начал процедуру ликвидации по упрощенной схеме. А осенью кредиторы пошли на мировое соглашение на условиях рассрочки исполнения обязательств должника. Представитель антикризисного управляющего ООО «Далайна» Денис Плетенев рассказал, что 10 января компания начала плановый запуск производства:

— Надеемся, что шоколад вернется на полки магазинов уже в середине февраля.

Предприятие «Ковры Бреста» было представлено на выставке «Белтекслегпром. Осень 2016».
Фото  БЕЛТА.

Николай Волчек рассказал, как обстоят дела с другими предприятиями, вступившими в дело о банкротстве:

— Сегодня в Брестской области в процедуре экономической несостоятельности находятся 15 промышленных предприятий с долей государства и 9 сельхозорганизаций. По каждому из них осуществляются мероприятия по восстановлению платежеспособности и поиску инвесторов. Результаты усилий видны на Кобринской птицефабрике, где дела наладились. ОАО «Горынский агрокомбинат» и ОАО «Ковры Бреста» — единственные в области, которые проходят санацию через согласование с Советом Министров. «Ковры Бреста» полноценно работают, но пока не гасят свои долги. ОАО «Брестское пиво» работает с переменным успехом. Долги РУПП «Березатара» — это кредит на линию по производству тетрапака стоимостью почти 21 миллион евро. В плане санации — ее реализация. Пинский винодельческий пока в процедуре конкурсного производства, решения о санации еще не принимали.

Правда, и случаев ликвидации избежать не удалось. Сейчас распродается имущество бывшего гиганта деревообработки — ОАО «Барановичидрев».

Раньше в цехах «Белкельме» кипела работа, а сейчас там тишина.

Николай Волчек говорит, что процедура санации шла «под инвестора», но он не выполнил требований, предусмотренных указом Президента:

— Процесс оздоровления был открыт в 2013 году. Правительство дало 18 месяцев, чтобы восстановить предприятие. Министерство архитектуры  и строительства выделило средства из инвестиционного фонда. 31 декабря 2015–го новое предприятие должно было заработать в полную силу, но шведский инвестор отказался выполнять условия договора.

Имущество предприятия сейчас распродается. Площади скупает бывший арендатор. Возможно, новый хозяин заводских корпусов окажется мудрее менеджеров «Барановичидрева». Как в случае с Кобринским консервным заводом, производственные здания которого были проданы после его ликвидации. Собственником цехов, удачно расположенных у железной дороги, стало местное ЧУП «Жилстройкомплект», которое занимается строительством. Новый хозяин планирует разводить там... форель. Такую идею предприятие уже осуществило на территории Польши, теперь попробует в родном Кобрине. Почему бы и нет? Это тот случай, когда старое производство должно было умереть, чтобы возродиться заново. Главное — жизнь не останавливается.

Мнение по поводу

Геннадий Андросюк, начальник отдела управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по Брестской области:

— В бизнесе сейчас ком неплатежей. Вместо того чтобы разобраться самостоятельно или с помощью судебных исполнителей, предприниматели зачастую инициируют проверки партнеров финансовой милицией. Отсюда рост числа уголовных дел за уклонение от уплаты кредиторской задолженности. В 2015–м в Брестской области таковых было 46, в 2016–м — уже 86. Два уголовных дела возбуждены за криминальное банкротство.

Александр Мирониченко, директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики:

— Ожидается, что в 2017 году будет принят новый закон о банкротстве. Назрела необходимость устранить некоторые пробелы, поскольку за период применения закона произошли существенные изменения законодательного регулирования правоотношений в различных сферах, непосредственно в экономической ситуации. Нормы нового закона будут направлены прежде всего на необходимость применения досудебного оздоровления в отношении проблемных предприятий, своевременного объявления должниками своей несостоятельности. Будут существенно сокращены сроки проведения процедур банкротства, а также предусмотрены нормы, позволяющие обеспечить права работников предприятий–должников, объявленных банкротами.

Цифры

В экономическом суде Брестской области находятся 310 дел об экономической несостоятельности. 242 должника — это предприятия частной формы собственности.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 10 (25145). Вторник, 17 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter