Как белорусские ремесленники решают проблему сбыта продукции

Путь ремесленника

Трудно ли мастеру народного творчества занять свою нишу на сувенирном рынке

ПУТЕШЕСТВУЯ по Беларуси, всегда стараюсь даже в самом маленьком населенном пункте купить на память сувенир с местным колоритом. Предпочтение отдаю изделиям самобытных мастеров, а не ширпотребу. Это принципиально. Во-первых, потому что сложно переоценить силу теплоты, исходящей от ручной работы. Во-вторых, нужно поддерживать отечественных ремесленников. Кстати, как раз для них проблема сбыта сейчас как никогда актуальна, хотя своя ниша на арт-рынке  завоевана давно. Однако многие представители творческой прослойки ломают голову, кому продать товар.


ПРИЧИНА положения, в котором оказались ремесленники, очевидна: изделие ручной работы, как ни крути, не может стоить копейки, а покупательная способность потенциальных потребителей не так высока. Даже если и решится покупатель приобрести хенд-мейд, задумается, не дороговато ли. Пример из жизни. В прошлом году искала отцу подарок на день рождения: ему, большому патриоту, по праздникам хотелось блистать в льняной рубашке с белорусским традиционным орнаментом. Поиск вышиванки, которую сейчас некоторые текстильщики запустили в серийное производство, сложным не был. В минских сувенирных магазинах цены на «кашулi» с национальным колоритом, но с машинной вышивкой варьировались от 80 до 120 рублей за экземпляр. А у народных умельцев? Меньше чем за 180—200 рублей за единицу товара не просят. 

В том, что произведение ручной работы (рубашка, кувшин, тарелка и т.д.) стоит дороже промышленного изделия, нет ничего особенного. Штучный товар, объясняет председатель Белорусского союза мастеров народного творчества профессор Евгений Сахута:

— Когда человек обращается к сфере декоративно-прикладного искусства, для него работа над изделиями — это в первую очередь путь к воплощению в жизнь своих творческих задумок. Если человек хочет зарабатывать на выбранном деле, то есть продавать свои работы, а не заниматься им как любитель, то регистрируется в качестве ремесленника. Причем неважно, чем именно занимаешься: сугубо народным творчеством или модным хенд-мейдом. Правила для всех едины: в год нужно уплатить одну базовую величину, став на учет в налоговой инспекции.

А здесь хочешь жить — умей вертеться. Поэтому каждый ремесленник, чтобы остаться в сувенирном бизнесе, создает персональную формулу успеха.


Наталья САБИЧ может превратить сухй кусок глины в произведение искусства
Фото из социальных сетей

САМЫЙ распространенный и предсказуемый путь — продажа изделий через розничную торговлю. Его избрали для себя супруги Олег и Наталья Сабичи из деревни Студенки Несвижского района. Ремесленники занимаются керамикой.

Превращать безмолвные куски глины в произведения искусства научились еще в студенчестве — в Кобринском художественном училище. Однако сделали керамику своим бизнесом лишь пять лет назад. Сейчас изготавливают вручную посуду и различные предметы быта. Олег Сабич говорит мне, что держаться на плаву ему помогает своя сувенирная лавка, которую открыли в Несвиже:

— У частника арендуем небольшой павильончик, где и выставляем на продажу свои изделия. Однако сейчас зима, поток туристов в Несвижский замок заметно ниже, чем в другие поры года, спрос на продукцию упал. Сейчас спасают региональные выставки декоративно-прикладного творчества, где выставляемся. Бывает, и в межсезонье куда-то выезжаем. Но раз на раз не приходится: один раз продали 10 предметов, в другой и вовсе вернулись ни с чем. А арендную плату за павильон, будь добр, заплати — 50 евро в месяц.

Другим путем пошла мастерица Галина Бородина из деревни Липень Осиповичского района. Свои изделия она поставляет в сувенирные лавки Минска и близлежащих райцентров. Главное ее кредо — быть всегда на виду и уметь гибко менять направление творчества в смежных видах.

История липеньской мастерицы необычна. К профессиональному искусству никогда не имела отношения: по специальности слесарь по КИПиА (специалист по обслуживанию, ремонту и эксплуатации различного контрольно-измерительного оборудования и систем автоматического управления). В ремесленничество привел личный интерес. Сначала привлекло войлоковаляние, затем лоскутное шитье, вязание, но поиск «себя в искусстве» привел к изготовлению кукол-берегинь. Их заметили в столице и других регионах страны, вспоминает Галина Бородина:

— Мне помогло участие в выставках всей Беларуси и продвижение через социальные сети. Появились те, кому понравилось мое творчество, сработало сарафанное радио, а уже потом поступили первые предложения из сувенирных лавок. Поэтому мой совет начинающим мастерам: максимально заявлять о себе и предлагать свои работы крупным продавцам — специализированным магазинам. Сейчас пробую силы в новом направлении — мелкая сувенирка из глины. На памятные мелочи типа магнитиков и фигурок есть спрос. Так почему бы и нет?

У Татьяны Клименко из Калинковичей на то, чтобы пробиться на рынок, ушло несколько лет. Говорит, что никогда не умела продавать и рекламировать изделия — сувениры, открытки, альбомы, подарочные коробки, авторские украшения, декорированные бутылки, тарелки и другие предметы интерьера. Поэтому первые свои работы раздаривала знакомым:

Калинковичский мастер хенд-мейда Татьяна КЛИМЕНКО.
Фото с сайта газеты  "Калiнкавiцкiя навiны"

— Когда наше УПК, где я преподавала, закрылось, у меня был выбор: преподавать в кружке в Доме творчества или уйти на вольные хлеба. Ушла, рискнула — и не пожалела. Доходное ли дело? Скажу так: на хлеб с маслом зарабатываю. Теперь заказывают мои работы целыми партиями, причем предприятия не только нашего райцентра, но и из Гомеля, Минска. Возможно, поставляла бы свои работы в какую-то сувенирную лавку, да у нас в райцентре до недавнего времени такой не было.

А ТЕПЕРЬ появилась. В ноябре прошлого года в Калинковичах открылся первый магазин декоративно-прикладного искусства «Лайф-арт». По мнению его собственника Павла Чигирева, сувенирный бизнес — это Клондайк:

— Первые месяцы продаж показали: спрос есть. Ручная работа теперь в моде, в тренде. Покупателю это интересно, ведь можно приобрести уникальное украшение для дома или для себя. Изначально связей в этой сфере не было. Кинул клич в соцсетях, кто из ремесленников был бы готов с нами сотрудничать, — и результаты не заставили ждать. Нам удалось сформировать команду поставщиков, а значит, предложить потребителю широкий выбор товаров. У нас представлена бижутерия ручной работы, изделия мокрого валяния и из кожи. Думаю, когда установим контакты с самобытными ремесленниками из села, у нашего ассортимента появится настоящий национальный колорит.

СПРАВКА «СГ»

С 1 января ставка ремесленного сбора установлена в размере 23 рублей. Этот размер применяется вне зависимости от количества видов ремесленничества. Сбор уплачивается до начала ремесленной деятельности. Важно, что доходы от такого рода занятий освобождаются от подоходного и единого налогов.

uskova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter