Люди «с приветом» среди нас. Как распознают психически нездоровых нотариусы

По уму встречают

В дверях нашего корреспондентского пункта в Гродно появляется человек. Он вежливо здоровается и с ходу заявляет: берите ручки, у меня для вас есть темы. Стоит отметить, что мужчина средних лет одет прилично и поначалу никаких подозрений не вызывает. Только после нескольких минут беседы начинают закрадываться первые сомнения. В итоге гродненец проговорил больше часа практически без остановки. Всего он «выдал» 27 тем для «сенсационных статей», которые подавались некими парными блоками. Истоки экстремизма и здоровое питание, золотая карета времен Наполеона и освоение космоса, смерть Машерова и конец света, глубокий грот, который вырыли, чтобы спастись от фашистов, и покушения на мировых лидеров.

Заместитель начальника Управления судебно-психиатрических экспертиз по Гродненской области Валенты ПОЧОБУТ

Сославшись на занятость, мужчину кое-как выдворили восвояси. Но через полчаса он снова появился на пороге. Видимо, не договорил… 

Таких людей, наверное, видел каждый. Пока они не представляет особой опасности для окружающих, на них внимания не обращают. Подумаешь, небылицы про подземное озеро без названия или про двойника Уго Чавеса рассказывает. Но к чему в итоге могут привести такие фантазии и кто может от них пострадать? Не исключено, что такие не самые адекватные люди при определенных обстоятельствах могут из безобидного рассказчика превратиться в опасного преступника.

Врачи констатируют: число психически больных с каждым годом, увы, растет. Во-первых, в обществе по-прежнему принято бояться психиатров и на приемы к этим специалистам не ходить, а во-вторых, нет закона, который позволил бы обследовать человека «на вменяемость» без его собственного согласия. Конечно, пока он не совершит какой-нибудь ужасный проступок. Только тогда его можно спокойно изолировать и обследовать до тех пор, пока не появится четкая уверенность, что этот человек болен.

Приводим пример из недавних: буквально пару недель назад в Слониме  произошло двойное убийство…    

– По таким резонансным делам обычно назначается комиссионная экспертиза. Человека исследуют, наблюдают и выносят общий вердикт. При этом для изучения экспертам даются все материалы дела, выписка из медицинской карточки, характеристика с мест работы или учебы и многое другое. Таких к нам попадает немного. Лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений обследуют в стационаре, если у следователя возникают сомнения в психическом здоровье подозреваемого.


Председатель Гродненской областной нотариальной палаты Татьяна НАВРОЗОВА

Несомненно, есть определенные признаки, которые должны насторожить: непонятная вычурность речи, так называемый телеграфный стиль в виде оборванных коротких фраз, не связанных между собой логически, скачки идей. Именно это мы наблюдали у нашего нежданного гостя. Есть некоторые внешние черты: застывшие черты лица или, наоборот, склонность к гримасничанью, смех без причины, странная одежда. При этом на вполне конкретные и простые вопросы такие люди часто затрудняются ответить. Иногда сумасшествие маскируется алкоголем или наркотиками. Порой эксперты используют метод провокации: говорят что-нибудь критическое. Это, как правило, заставляет настоящего психопата сбросить маску и «предстать во всей красе».

— Есть книги, описывающие психиатрические расстройства, — продолжает специалист. — Диагнозов много. Все, что не входит в этот список, не является психическим расстройством. Это, скажем так, особенности личности. 

— А есть интересный случай для примера?

— Был у меня случай попытки «откосить» от армии, — вспоминает Валенты Почобут. — Молодой человек лежал на обследовании сердца в больнице. Внезапно парень сбегает из больницы и вечером на озере Юбилейное предпринимает попытку ограбить отдыхающих. Но делает это так вяло и неуверенно, что у него ничего не получается, и в конечно итоге его ловят и передают нам. Во время беседы он признался, что для храбрости принял какой-то наркотик. Он с трудом мог вспомнить, как его зовут. По сути, он помнил свою жизнь лишь с момента его задержания. 

— Какие еще экспертизы вы проводите, и как это работает?

– В случае проведения экспертизы, скажем, на сделкоспособность для детального анализа и дальнейших выводов важно выяснить понимает ли человек последствия своего решения. Для этого мы просто беседуем с человеком, просим рассказать биографию, спрашиваем, сколько у него родственников, их даты рождения, в каких они отношениях, а также свои мотивы. Почему он собирается подарить эту квартиру именно Ивану Ивановичу Иванову?

Для проведения судебно-психиатрической экспертизы люди могут быть направлены в том числе из нотариальных контор, когда возникают подозрения самого разного характера. Председатель Гродненской областной нотариальной палаты Татьяна Наврозова говорит, что такое явление далеко не редкость:

— Нотариус встречается с этой проблемой, когда возникают сомнения в том, что человек, который пришел к нему на прием, отвечает за свои действия. В основном это касается удостоверения завещаний и сделок по дарению и купле-продаже имущества. Волеизъявление начинает представлять интерес, когда отчетливо видно, что человек не совсем понимает смысл происходящего. Многие не понимают юридическую терминологию. Иногда люди не понимают, что, подписывая какой-то документ, они лишаются этого имущества. И лишаются даже не в том плане, что у него забрали его насильно, а в том, что он имел в виду одно, а на бумаге прописано совсем другое. Часто это зависит от влияния лиц, которые находятся рядом. Однако любое, даже малейшее подозрение может послужить отказом в оформлении сделки или завещания. 

В основном на экспертизу по сделкоспособности направляются пожилые люди. Законодательно проведение такой экспертизы нигде не закреплено. То есть ее проводят исключительно по желанию пациента. Однако наличие справки может стать гарантом спокойствия как для родственников, так и для самого нотариуса. 

К примеру, при оформлении наследства после смерти родного человека наличие такой экспертизы помогает оформителю наследства подтвердить, что бабушка или дедушка на момент подписания документов были «в своем уме». Не каждое завещание попадает в суд, их на самом деле немного. Да, на фоне обострения психических болезней или перед смертью человек, возможно, не смог бы принять соответствующее решение. Важно доказать, что на момент составления завещания он отвечал за свои действия. При оформлении сделок тоже иногда бывает достаточно сложно. 

Но как определить, кому нужна судебно-психиатрическая экспертиза? 

— Часто только после того, как родственники уходят, человек начинает разговаривать, — открывает секреты Татьяна Брониславовна. — За закрытой дверью он все-все расскажет, и часто после такого откровенного разговора отпадает необходимость отправлять его на экспертизу. Мы видим, что дома на него произведено определенное давление, и это не совсем его собственное желание. Иногда это происходит даже в кабинете нотариуса. Чего хочет сам человек, выяснить очень просто. Например, однажды привели мужчину после инсульта. Он не мог говорить и писать. Родные настаивали, что они его понимают и переводят, что он хочет оформить завещание. Я этим людям в услуге отказала. В каждом конкретном случае нотариус сам определяет, достаточно ли человек адекватен и способен ли он совершить сделку или составить завещание.

Tanula.K@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter