Не первый год ведутся дискуссии о том, что пора составить сказочную карту Беларуси...

По следам Колобка и Зюзи

Не первый год ведутся дискуссии о том, что пора составить сказочную карту Беларуси...

Помните, как герои Джерома К.Джерома путешествовали в одной лодке по родной Англии, то и дело прерываясь на познавательные экскурсии? С каждым увиденным замком была связана удивительная легенда, и даже скромное сельское кладбище таковыми изобиловало. Каждый трактирщик рассказывал, что в его заведении останавливалась королева Елизавета, а обитатели любого городка утверждали, что тут проезжал Юлий Цезарь.


Забавно? Но поучительно. Кроме памятников видимых, важно и то, что мы можем рассказать о своей стране неповторимого. Не первый год ведутся дискуссии о том, что пора составить сказочную карту Беларуси. А ведь есть еще исторические персонажи, мифологические, литературные... Все это может стать хорошей канвой для организации туристических маршрутов. Об этом мы и собрались поговорить: известные историки, писатели Ирина Масленицына и Микола Богодяж, главный редактор журнала «Неман», писатель Алесь Бадак, инженер Николай Чубрик, разработавший свой вариант сказочной карты, и я, писатель–обозреватель Людмила Рублевская.


Могут ли сказочные герои принести реальный доход?


Л.Рублевская: Конечно, и сегодня в каждом белорусском санатории покажут камень, прикосновение к которому приносит счастье, и дерево, у которого туристка пыталась покончить с собой от любви к гиду... Но ведь и там, убеждена, есть «полноценные» мифы и легенды, о которых просто не знают! Объект туризма может возникнуть благодаря сказке, литературному произведению. В Бремене возят по следам бременских музыкантов... В Крыму, в горах есть Поляна сказок со вполне современными скульптурами, куда охотно ездят дети.


А.Бадак: Одно дело — туризм для тех, кто хорошо знает белорусский фольклор, детскую литературу. И другое — когда приезжают гости из той же России, которые этого не знают.


Н.Чубрик: В России три года назад начался проект по составлению карты сказок. Проводятся конкурсы на право местности представлять того либо иного сказочного героя, с учетом этого составляются туристические маршруты. Причем наиболее привлекательными с точки зрения бизнеса признаны такие герои, как Илья Муромец, Колобок, Дед Мороз и Снегурочка.


А.Бадак: Не очень понимаю, как с помощью Колобка умудряются привлечь туристов.


Н.Чубрик: Просто в интернете были составлены рейтинги наиболее прибыльных персонажей, и Колобок оказался на первом месте. Есть предложение дополнить Золотое кольцо России сказочными маршрутами. Представляете, туристам предложат поехать на родину Кикиморы, потом — на родину Бабы Яги, Ильи Муромца.


Л.Рублевская: Ну поскольку в основе сказки о Колобке лежит символическое изображение фаз луны, он является как бы интернациональным героем.


Н.Чубрик: Лохнесское чудовище тоже придумали для привлечения туристов. Никто ведь не верит, а едут. Это шоу, и в России умеют его устраивать, заранее привлекая людей. Сегодня сказочная карта России объединяет двадцать восемь объектов. Украина тоже стала составлять свою сказочную карту, правда, сразу начались конфликты по поводу принадлежности героев.


А.Бадак: Споры такие бессмысленны, это то же, что спорить о народных песнях, какому народу они принадлежат: у нас, например, поют «Ой, сiвы конь бяжыць», а в Украине «Ой, чий то кiнь стоїть». Музыка та же, сюжет очень похожий. На Дне белорусской письменности, который проходил в Быхове, мы вместе с украинцами и россиянами с удовольствием пели одни и те же песни, в своих вариантах.


И.Масленицына: Давайте разберемся, для чего нам нужна сказочная карта. Если только ради денег, ни о каких исследованиях речь не идет, мы можем профанировать все, что угодно. Сказать, что Белоснежка жила у нас в Несвижском замке и пытаться доказывать это на основе дневника Радзивилла Рыбоньки. Ну да, там была похожая история с дочерью Рыбоньки, у которой была злая мачеха. Если речь о том, чтобы привлечь внимание к Беларуси, а не только выжать деньги из туристов, чтобы о нашем фольклоре, о нашей культуре, литературе говорили так же, как сейчас говорят об ирландской, скажем, культуре, шотландской, тогда нужна серьезная работа. Как идея — такая карта интересна. Особенно карта литературных персонажей для детей. А набор мифологических персонажей практически у всех славян будет одинаков. У нас, кстати, есть два параллельных туристических маршрута — к Деду Морозу и к Зюзе, и они неплохо окупаются.


М.Богодяж: К Зюзе, славянскому божеству холода, которого почитали наши предки, уже возят экскурсию еще и в Заславль.


Н.Чубрик: О Зюзе не знаю, а вот былины с нами связаны напрямую.


И.Масленицына: Действительно, многие русские былины связаны с территорией Беларуси. Если говорить об эпосе, то я считаю, что эпос белорусов сохранился в варианте преданий. У кого–то былины, у кого–то рыцарские народные истории, у кого–то поэмы. У нас — предания, некоторые создавались на протяжении многих веков, тем не менее по ним можно иногда даже восстановить исторические факты.


Л.Рублевская: Например, как та Артания, о которой вы пишете?


М.Богодяж: Да. Арабские путешественники, когда описывали Древнюю Русь, называли три страны русов, то есть славян, и среди них — Артанию, в которой есть город Арта.


И.Масленицына: Еще до того, как начались разговоры в прессе, что Артания может быть на территории Беларуси, мы стали просчитывать этот вариант. К тому времени на Полесье археологи раскопали уже немало селищ, и впоследствии оказалось, что многие из них на самом деле не селища, а городища. Там, на реке Уборть, могло быть древнее государство. Туристам особо показывать нечего, но маршрут можно разработать.


Н.Чубрик: Арабы писали, что русы живут на острове, который до того сыр, что «стоит ступить ногой — земля трясется от обилия влаги». Это, несомненно, Полесье, тем более что они еще называют там реки Рус и Рута, описания которых в точности совпадают с нашими реками Припять и Буг.


М.Богодяж: На предположительном месте Аркаима раскопали уникальный комплекс. Около двухсот лет там существовала протоцивилизация, явно славянская, точнее, протославянская. Потом исчезла. И такое впечатление, что люди ушли сами. Почему? Экологическая катастрофа? Кто–то прогнал? Кстати, когда местные власти узнали о находках археологов, отнеслись с радостью. Раскопки продолжаются, и уже много туристов туда ездит. Мне самому возить экскурсии туда предлагали.


Какие легенды и предания Беларуси можно раскрутить?


Л.Рублевская: Людям нужна тайна.


А.Бадак: Тогда нужно везти их в Мир и дать послушать привидение, которое охраняет радзивилловские сокровища. Или провезти по местам действия короткевичского «Черного замка Ольшанского».


И.Масленицына: Уже возят!


Н.Чубрик: Что ни замок — то предание о неких тайных подземных ходах. Для привлечения туристов я бы объявлял, что найдены следы такого хода, и начинал раскопки.


И.Масленицына: Зачем фальсифицировать? У нас есть реальное. Лохнесское чудовище — фольклор шотландцев, и у нас есть история о том, что в незапамятные времена на территории Минска была гора с капищем, в ней — пещера с каменным яйцом. А потом из того яйца проклюнулось животное величиной с лошадь. Все испугались, но жрецы запретили его убивать, потому что решили, что это божество, которому надо приносить жертвы. И приносили — в том числе девушек. Произошла история, очень похожая на историю Георгия Победоносца: одну из девушек спас ее жених, ратник минского князя. Есть версия, что сам он тоже погиб и его тело в хрустальном гробу вместе с телом чудовища опустили в Свислочь.


Л.Рублевская: Я не раз использовала эту легенду. Говорили, что еще столетие назад в Свислочи, напротив гостиницы «Юбилейная», можно было увидеть кости цмока и хрустальный гроб. Да и реальные цмоки, то бишь огромные черные ящерицы, в Свислочи водились, что засвидетельствовал путешественник XVI века Сигизмунд Герберштейн, а чучело такой ящерицы еще в начале прошлого века украшало кабинет директора реального училища Ивана Самойло.


И.Масленицына: Хорошая возможность для привлечения туристов!


Н.Чубрик: Россия занимается бизнесом на мифологии, и нам не грех. Да у нас даже названия деревень — мифология! Тут и Макошь, и Сварог, и Змей, лижущий двери кузницы, и тот плуг, которым землю со Змеем делили. Есть не менее раскрученные былинные персонажи. Один из ярких брэндов — Илья Муромец. Первое упоминание о нем в исторических источниках зафиксировано как раз на территории Беларуси, в Орше, в мемуарах Кмиты–Чернобыльского.


И.Масленицына: Он пишет это в письме, сравнивая себя с «Ильей Муровлениным».


Н.Чубрик: Так вот, маршрут этого героя, проложенный по нашей карте, вполне реалистичен, путь в 500 верст, реальная переправа и «грязи», которых не объехать. Это ведь наше Полесье, других таких и не сыщешь. А город, который он защищал, в былинах не только Черниговом назывался. Это и Себеж, и Чижен, и Китеж, и Чернягин, и...


И.Масленицына: В том числе и наш Туров. Вы об этом знали?


М.Богодяж: Вариант былины об Илье Муромце, где упоминается Туров, записан именно на территории Беларуси.


Н.Чубрик: Важно отметить, что у России с Украиной нет внятного маршрута Муромца, в который можно поверить. А у нас он как на ладони. От родной деревни Карчева, от камня Латыря, который именно там и лежит, он скачет в Мир, а затем в осажденный Новогрудок. Это те самых три скока коня, что в былине.


И.Масленицына: А в каком веке, простите, это было?


Н.Чубрик: Я не зацикливался на хронологии, это где–то времена киевского князя Владимира Рюриковича.


И.Масленицына: То есть двенадцатое столетие.


Н.Чубрик: Я бы сказал даже тринадцатое.


И.Масленицына: А мощи Ильи Муромца в Киево–Печерской лавре датируются двенадцатым. Давайте исходить хоть из чего–то конкретного.


И.Чубрик: Какой путь из Новогрудка в Киев можно проложить через Полесье? Два варианта: либо от города Березы на Пинск и на Киев, или через переправу Калинковичи — Мозырь. Это перекликается с былинными «Береза покляпая» и «Калинов мост». Если ехать от Березы на Пинск, там находилась Кобринская пуща — вот вам и «леса Брынские». Должен быть еще какой–то «крест леванидов». Наверное, он был сделан из ливанской древесины. А на карте возле Березы находится село Лявошки, и есть сразу несколько уникальных крестообразных пересечений рек.


И.Масленицына: Такие пересечения встречаются в разных местах. Кроме того, вы пользуетесь современной картой. А река может менять русло.


Н.Чубрик: И все равно я считаю, что очень много совпадений топонимов с событиями былин.


М.Богодяж: Мы тоже просчитывали, что Муромец путешествовал по белорусским землям, но через Туров.


И.Масленицына: Об этом персонаже мы написали книжку для детей. Да, для белорусской туристической карты он подходит. Так же, как Микула Селянинович. С сестрой Микулы Селяниновича, богатыркой Катериной, связано предание о славгородской криничке. Былина о Дунае–богатыре, мы об этом тоже писали, имеет отношение к нам.


Н.Чубрик: Упомяну еще переправу Калинковичи — Мозырь. Тот самый «Калинов мост», что во всех былинах вспоминают. А теперь просто сравним с российским вариантом пути Ильи Муромца. «Три скока коня» там — это 800 верст от Мурома до Чернигова. До Киева осталось всего 130 верст, но путь почему–то лежит на леса у Брянска и «грязи» у Смоленска, а потом уж на Киев. Вместо 500 верст проехать пришлось свыше тысячи! Неправдоподобно. Еще один герой, которого мы можем отнести к белорусской былинной карте, — щеголь и красавец Чурила Пленкович. В былинах Чурила живет пониже Киевца, «у реки у Сороги, у креста у Леванидова, у святых у мощей у Борисовых». На карте так и есть, путь к нему лежит через Киевец у Бреста мимо реки Сорока и прямо на Чуриловщину, возле Жабинки. Там рядом и Борисово, и Борисовка, и Могильно, и тот самый крест Леванидов.


И.Масленицына: Это большие допущения. К тому же «крест Леванидов» — это крест, поставленный в память мученика Леонида, который проповедовал у вятичей в XII столетии, и находится он в России.


А.Бадак: Конкретно с Ильей Муромцем вопросов не возникает, можно сделать его «объектом туризма» в Беларуси. Но давайте лучше поговорим о том, какие персонажи и объекты, кроме него и Чурилы Пленковича, можно на эту карту нанести.


Л.Рублевская: Ведь смысл туризма — увидеть то, что не увидишь нигде! Мы ведь можем создать «заповедник привидений» не хуже, чем Шотландия и Ирландия. О драконах–цмоках упоминали... А русалки, а Плачка, а водяные змеи в озере Нещердо?


Н.Чубрик: Но ведь они никому не известны? А Алатырь–камень лежит у нас.


И.Масленицына: Если вы считаете, что это Борисов камень, то это неправда.


М.Богодяж: Зато точно известно, что последний в Европе единорог жил в наших местах.


И.Масляницына: По преданию, он был пойман в лесах под Слуцком.


М.Богодяж: Поймал его живьем слуцкий князь Олелькович. А согласно описи вещей, которые оставил после себя Героним Радзивилл, в числе ценностей указывался рог единорога. Был там и зуб дракона...


Л.Рублевская: Сергей Балахонов, гомельский литератор, запросто пишет в своих апокрифах и о фениксах на Беларуси, и о единорогах, и о том, что белорусы открыли Америку.


И.Масленицына: Я читала версию, что Владислав Ягеллон спасся из битвы, в которой, как считалось, погиб, и сбежал за границу, потому что не хотел быть королем и жениться на венгерской королеве. Он женился в Италии по любви, и Колумб — это его сын, а фамилия его — искаженное название герба «Колёмны». Причем интересно, что версия такая возникла у иностранцев.


Каких литературных героев мы помним?


Л.Рублевская: Кого еще из отечественных сказочных персонажей мы можем реально показать на карте?


И.Масленицына: Машеку. Персонажей так называемого шерешовского цикла — преданий о разбойнике Шереше, который стал основателем Шерешево, это теперь городской поселок на Пружанщине. Можем показывать, где жили змеи, драконы и прочая нечисть, в той же реке Щаре они водились. Кстати, Николай Аркадьевич, нашла в вашей статье замечание, что вы не находите ничего славянского в названии реки Щара, кроме «чара»... Так вот, «щера» в местном диалекте — это большая ящерица. Есть в той местности и предание о засухе, властитель суховея предстает там как огненный дракон. Чтобы победить его, девушка согласилась быть принесенной в жертву и превратилась в реку, похожую на синюю ящерицу... С тех пор та река и называется Щара.


Л.Рублевская: Получается несколько вариантов туристических карт. Сказочных, былинных героев вроде Ильи Муромца, мифологических персонажей — цмоки, русалки... Карта исторических персонажей — от Рогнеды до Барбары Радзивилл... Здесь, наверное, самые богатые маршруты получатся. И четвертое — это карта литературных героев! Посмотрите, как россияне сегодня популяризуют свою мифологию! Мультфильмы о богатырях бьют рекорды просмотров.


М.Богодяж: Мы с Ириной предлагали про того же Менеска, богатыря, основавшего Минск, снять цикл мультфильмов, готовы сценарий сделать. Все упирается в деньги.


А.Бадак: Что касается народных сказок, то тут героев предостаточно: Пилипка–сынок, Сынок с кулачок, Удовин сын, кот Максим, Каваль Вернидуб, Асилак, Андрей, который всех мудрее, Гарыня, Цмок... Если же брать двадцатый век, увы, по пальцам можно пересчитать узнаваемых сказочных героев. Нестерка все же пришел в белорусскую литературу из фольклора. Конечно, есть Миколка–паровоз, полесские робинзоны.


Н.Чубрик: Вопрос, какую публику вы собираетесь привлечь такими персонажами? Вы думаете, москвичи знают, кто такие полесские робинзоны?


И.Масленицына: Ну в Англию москвичи тоже едут, чтобы узнать об английских персонажах.


Н.Чубрик: А я акцентирую внимание на том, что у нас с россиянами уже есть общие узнаваемые персонажи!


А.Бадак: Сейчас вы снова будете говорить про Илью Муромца. Мы же не против него! Но двух былинных богатырей мало, чтобы составить туристическую карту. Тем более сейчас речь о литературных персонажах. Причем если брать литературу советского периода, сразу придется отказаться от героев Носова, Успенского, Волкова — потому что это заимствования. «Волшебник Изумрудного города» Волкова — это «Удивительный волшебник из страны Оз» Баума и так далее.


И.Масленицына: Буратино — пересказ итальянского Пиноккио.


Л.Рублевская: Кстати, по следам полесских робинзонов Янки Мавра неужели еще маршрут не придумали?


М.Богодяж: Однажды нам попалась карта сказочных литературных персонажей мира для детей и подростков. Там были мушкетеры, Гулливер, Маленький Мук... Это было интересно. Но для того чтобы о нас знали за границей, надо, чтобы мы сами себя знали. Чтобы наши дети читали и любили отечественные книги.


И.Масленицына: Но здесь никого не заставишь. Вот наши с Миколой дети прочитали Гарри Поттера Джоан Роулинг... Там создан целый мир, оригинальный и узнаваемый. Любой художник может нарисовать Гарри Поттера, и дети поймут, кто нарисован. Есть серия романов американки Майер о юношеской любви «Сумерки» с тоже очень запоминающимися персонажами. А у нас самый узнаваемый персонаж, созданный автором из Беларуси, — старик Хоттабыч. Его придумал журналист Лазарь Лагин, который, правда, потом жил в Москве.


А.Бадак: Да, для литературной карты отечественных героев не хватит. Но можно сделать писательскую карту: здесь бывал Янка Мавр, здесь Владимир Короткевич.


И.Масленицына: Это уже другое. Есть туристические фирмы, которые возят по писательским местам.


Л.Рублевская: Боюсь, сегодня посредством только литературы героя не популяризуешь.


Н.Чубрик: Хочу обратить ваше внимание, что вопрос о сказочной карте Беларуси скоро будет закрыт — 16 декабря в Беловежской пуще в резиденции Деда Мороза планируется подписание соглашения о создании совместной сказочной карты России и Беларуси. Появится общий информационный проект. Поместье Деда Мороза в Беловежской пуще станет первым сказочным объектом нашей страны, который появится на сказочной карте России и Беларуси. Там установят сказочную версту с указателями направлений места жительства известных во всем мире сказочных персонажей.


Л.Рублевская: Но будут ли среди них белорусские? Грустно смотреть на детские площадки с «малыми архитектурными формами», оставшимися зачастую с советских времен. Вездесущие мишки, теремки... Мы в этом году отдыхали в Паланге, там стоит памятник и ужиной королеве Эгле, и Бируте, матери Витовта Великого...


М.Богодяж: Хорошо, что поставили памятник Всеславу Чародею в Полоцке — это полумифический, полуисторический персонаж.


И.Масленицына: Былинным персонажем можно назвать Рогнеду.


А.Бадак: Я убежден, если бы не вложили деньги в раскрутку Гарри Поттера — не был бы он столь известен. Можно начать с того, что в парке Горького создать аллею сказочных героев, о которой уже давно говорилось.


И.Масленицына: Литературные персонажи Яна Барщевского прекрасно могли бы вписаться в туристическую карту. Можно было бы взять и мистических персонажей Мицкевича, Яна Чечота. Белорусский мистицизм, которого всегда полно было и в литературе, и в традиционной культуре, — может быть, это наша «фишка»? Как в сказке: правым глазом посмотрел — обычная изба, левым — не изба, а черти...


Н.Чубрик: Нам надо думать, чтобы при минимальных вложениях проект дальше смог сам себя финансировать. Если вначале еще и персонажи раскручивать — это же деньги немалые нужно вложить! Я за то, чтобы использовать уже известные, общие у нас с россиянами брэнды. Вырезать из какого–нибудь столба богиню Макошь ничего не стоит. Если мы докажем, что у нас есть молочная река — кисельные берега, есть Алатырь–камень...


И.Масленицына: Не докажем, поскольку он на Алтае. Я не думаю, что россиянин или украинец приедет к нам и поверит, что Илья Муромец жил в тринадцатом веке, если его мощи датируются двенадцатым. Думаю, тем же россиянам интересно посмотреть не только на общеславянские проекты, но и, скажем, на рыцарские бои.


Л.Рублевская: Помню, в каком восторге были наши друзья–москвичи, когда я повезла их на рыцарский праздник в Гольшаны! А сколько российских туристов бывает в Мирском замке и Несвиже! Мы должны показывать и самобытность своей культуры и истории.


Н.Чубрик: Главное, чтобы перед подписанием проекта совместной сказочной карты не забыли посоветоваться со специалистами.


Советская Белоруссия №223 (24360). Среда, 27 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter