Одежда белорусских дизайнеров должна продаваться везде

Платье в наследство

Читаешь текст завещания XVI века или список шляхетского приданого, и обязательно среди ценностей упоминание какого–нибудь платья зеленого из саета и берета красного бархатного... Одежда была важной частью имущества — и не только у магнатов, расшитая жемчугами и золотом. Платье передавалось по наследству, как какая–нибудь серебряная супница. И не только от бедности, а потому, что шилось не на один сезон, добротно, красиво, хотя мода тоже менялась. Например, в 20–х годах XVIII века в Великом княжестве Литовском вместо женского кафтана вошел в моду кабатик, шнуруемый сзади, но десять лет — и он выходит из моды. Теперь уважающая себя паненка носит роброн из тяжелой ткани со шнуровкой, подкрепленной китовым усом. Ну а те «вышиванки», которые делали наши прабабушки в деревнях, не зря считаются произведениями искусства. Этой моде срока давности нет!

Так что у белорусских дизайнеров замечательные предшественники! Да и дизайнеры у нас хорошие. Не моя, как говорится, делянка — мода, но коллеги регулярно пишут о наших кутюрье и даже кое–что по возможности у них приобретают.

Вот об этой возможности... Казалось бы, времена «совка» ушли, сцена из фильма «Влюблен по собственному желанию», когда героиня, пробегая взглядом по стеллажам, завешанным отечественной продукцией, бросает «Да здесь же нет ничего!», уже неактуальна. Элементы белорусского национального костюма сегодня даже на мировых подиумах используют! Но ряды одинаковых мешковатых платьев в государственных магазинах по–прежнему напоминают шествие типовых новостроек из пролога к «Иронии судьбы». Воля ваша, я никогда не пойму, почему платья для объемных дам шьют так, чтобы дама казалась еще объемнее? Почему прекрасная льняная ткань окрашена так, что сразу кажется или дешевой, или грязной? При этом отнюдь не копеечная цена — у кого–то треть зарплаты. Сразу вспоминаю заброшенное льнохранилище, которое не первый год наблюдаю по дороге от Дягильно на Дзержинск. Под навесом серые скрутки льна, выращенного и забытого. Ведь, по идее, в Беларуси лен должен быть качественнее и дешевле, как в Швейцарии сыр, во Франции вино.

Да, «наши научились шить». Но вот рядом в бутике — платья в стиле бохо, «Италия, сшитая в Китае». Стильно, оригинально. Правда, по триста долларов. А у наших производственников что, руки не такие?

Впрочем, думаю, что знаю одну из причин. Подруга моей дочки, молодой дизайнер, попала по распределению на производство. Девочка со вкусом, талантливая. Уж как нарисовала, как накреативила! Но тетеньки, от которых зависит утверждение модели, покривились: людям план надо выполнять! А тут нерентабельно, дорого, народ не поймет. «Прошчэ надо быть».

Вот оно, это проще, и висит на стеллажах.

Может, и мне надо быть «прошчэ»? Но как–то не хочется, если за ту же цену на рынке легко подберу платье, сделанное в Китае или Индии, но которое меня не изуродует.

В интернете подсказывают, где есть несколько точек с одеждой от белорусских дизайнеров, правда, там дороговато. Дельный совет: заказывайте индивидуально, напрямую у дизайнера. И без наценки, и получите то, что нравится.

Но вот я, рядовой потребитель, не понимаю, почему нельзя отвести места в крупных магазинах, чтобы мастера, все, кто хочет заниматься индпошивом, свободно могли предлагать туда свои изделия? Да, кое–что представлено в ЦУМе, точечные вкрапления в прочих торговых центрах. Впрочем, когда меня уверяют — «дизайнерское», а я вижу рядом еще десять таких же серых «мешков», схожих до последней пуговицы, это тоже не радует.

Вот предки шили для себя сами. Моя двоюродная бабушка Оля, спасшись из сож-женной деревни, по военным дорогам таскала на себе разобранную швейную машинку «Зингер», которая кормила всю семью. Какие платья она мне шила на этой машинке! Я была в них как маленькая принцесса. Пока однажды соседки на лавочке не спросили злорадно: «А чего эта девочка ходит в длинных платьях, как взрослая? Девочки должны ходить в коротеньком!»

После этого мои чудесные платья в семье обкорнали, сделали как у всех.

Зазор между потребностью выполнить план и сшить красиво не исчезнет, наверное, никогда. Так же, как и страх быть не как все.

rubleuskaja@sb.bу

Советская Белоруссия № 122 (24752). Вторник, 30 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter