Появился интернет-проект для повышения культуры чтения школьников

Писатели, школьники и сеть

Что читают школьники? Конечно, то, что им задают по школьной программе.

Но ведь, что таить, далеко не все произведения «по заданию» остаются в памяти и тем более в душе. В то же время многие интересные книги белорусских писателей остаются «за кадром». И в Национальном институте образования решили: лучшее место встречи писателя и школьника — сеть! Там, где нет никакой обязаловки, а только искренний интерес. И запустили республиканский сетевой проект «Читательская культура и культура чтения». Школьников разбили по возрасту на четыре группы, каждой предложили прочитать на выбор одно из двух произведений, а затем ответить на вопросы викторины по выбранному произведению. Причем вопросы составил каждый автор лично! Например, «Как осуществляется перенос во времени, описанный в книге? Авторы не имеют ни малейшего понятия, но с интересом ознакомятся с вариантами». Это от Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Конечно, школьники авторам все объяснили.


Участвовать можно было не только на сайте института, но и на страничках ВКонтакте, в Фейсбуке. Победителей пригласили на очный этап, где их ждали награды и встречи с уже любимыми авторами. Проект совершенно добровольный, по так называемым официальным каналам никого не привлекали. Никаких бонусов в виде, допустим, льгот при поступлении участники не получали... Тем более удивил результат: 3.137 участников! Сами организаторы не ожидали такого отклика, опровергающего мнение, что школьники не читают.

Какой же возраст самый читающий? Судя по результатам викторины, седьмые — девятые классы. Предназначенные для этой категории «Незвычайнае падарожжа ў краiну ведзьмаў» Алеся Бадака прочитали 600 школьников, «Прынцэсу тусоўкi» Евгения Хвалея — 853. Как считает начальник управления научно–методического сопровождения образовательного процесса института Ирина Шевлякова, подростки более всего любят произведения, где герой — их ровесник. Книги для викторины выбирали неслучайные, те,  популярность которых подтверждена исследованиями. Потому у каждой книги оказались поклонники. «Рождество у крестной» Алены Масло, «Время всегда хорошее» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского, «Казкi астранаўта: касмiчныя падарожжы беларусаў» Раисы Боровиковой, «Белка пишет сочинение» Алеся Бадака... Мои «Авантуры Пранцiша Вырвiча, шкаляра i шпега» и «Сэрца мармуровага анёла» достались десятым — одиннадцатым классам, самым нагруженным... Лично я к составлению вопросов подошла жестко. А что? Умберто Эко утверждал, что каждый создает в процессе чтения свой вариант текста. И старшеклассники порассуждали, удивив автора. И о том, где в романе элементы стимпанка, и является ли герой повести дауншифтером...

А где живут читающие школьники? Самая юная победительница, третьеклассница Арина Ларионова, с Брестчины, из деревни Большие Мотыкалы. Из Мозырского областного лицея № 1 и Лельчицкой средней школы № 1 оказалось по два победителя. Дятловский район, Вороновский, Оршанский, Гродно, Пинск, Могилев... Вот он, большой бонус сетевых проектов: ученик сельской школы оказывается в равном положении с ровесником из Минска!

Сегодня школьники выбирают книги в основном в интернете. Прочитали советы ровесников, наткнулись на цитату... Для участников проекта все тексты были вывешены в электронном виде. Потому что, как выяснилось во время разговоров с приехавшими лауреатами, их учителями и родителями, книги современных белорусских авторов купить в провинции очень трудно. Иногда нужная книга не находилась ни в одном книжном магазине даже такого большого города, как Гомель. Кое–где в библиотеках их тоже не было или единичные экземпляры. Учителя жаловались, приходилось делать ксерокопии. В то же время в издательстве эта же книга на складе имеется! Выяснилось, что далеко не все школьники предпочитают электронные книги бумажным. Любят держать книгу в руках, листать страницы.

Как же популяризовать современную белорусскую литературу? Безусловно, такие проекты, как «Читательская культура и культура чтения», очень помогут. А еще учителя дружно приглашали писателей приезжать на выступления. Живые встречи — то, что не забывается и реально вызывает интерес к литературе (ну, конечно, если писатель еще и хорошо выступит). Так что проект может быть такими встречами продолжен. Есть потребность в буктрейлерах, коротких видеороликах о книгах. Сегодня, кстати, и школьник может такой сделать. Еще важно, чтобы книга была интересна и маме, и учительнице, и ребенку.

Школьники говорили, что самое популярное у них место, откуда узнают об интересных книгах, ВКонтакте. Не случайно у проекта института образования была там своя страничка. На которой, между прочим, даже страсти нешуточные кипели: кое–кто обиделся, что не стал победителем. Так что следите за объявлениями в сети!

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 102 (24984). Среда, 1 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter