Евреи стали чаще покидать Францию из-за проявлений антисемитизма

Париж, расизм, вокзал

До недавнего времени у еврейского центра "Бет Любавич", что в нескольких кварталах от корпункта "РГ" в XV округе Парижа, постоянно дежурили солдаты с автоматами наизготовку. К этому центру, как и к десяткам других синагог, их приставили после того, как два года назад террорист Амеди Кулибали захватил кошерный магазин на востоке французской столицы. Тогда от пуль бандита погибли четыре человека. Сейчас патруль снят. Однако это не значит, что опасность миновала и принятые правительством меры, громогласно объявленные в ту пору ныне экс-премьером Манюэлем Вальсом, убедили еврейскую диаспору в том, что теперь можно, как некогда, снова чувствовать себя полноправными гражданами Пятой республики.

Представители еврейской коммуны Франции осматривают оскверненные вандалами могилы.
Фото: Reuters

Увы, факты свидетельствуют об ином. Начиная с нулевых годов, по подсчетам Европейского еврейского конгресса, число антисемитских выпадов и нападений во Франции выросло в семь раз. Только в 2015-м их было 808. За прошлый год пока не подсчитано, но и он был отмечен рядом безобразных ЧП с расистским подтекстом. Так, 25 декабря, в день Рождества, которое в минувшем году совпало с первым днем еврейского праздника Ханука, в парижском пригороде Монтрей (департамент Сена-Сен-Дени) на воротах детского сада, носящего имя Анны Франк, жители обнаружили нацистские и антисемитские надписи, такие как старательно выписанные на немецком "Вход евреям запрещен". Все это "художество" сопровождалось изображениями свастики.

Схожий инцидент произошел несколькими месяцами раньше в Вердене, что на севере страны в Лотарингии. Тамошнюю синагогу атаковали дважды. И каждый раз стены импозантного здания, построенного в конце XIX века и включенного в список национального архитектурного достояния, изрисовывали нацистскими символами вкупе со знаковой фашистской надписью "White power".

Чьих это рук дело, неизвестно. В отличие от еще одного дикого эпизода, случившегося в небольшом городке Бюсси-Сен-Жорж в 26 километрах к востоку от Парижа. Два 16-летних лоботряса, услышав рекламу по радиоканалу J, а он рассчитан на еврейскую аудиторию, вызвали на дом слесаря, якобы для ремонта двери. Когда мастеровой приехал, они накинулись на него, брызнули в лицо слезоточивым газом и избили. При этом называли слесаря "грязным евреем" и требовали денег под тем предлогом, что "все евреи богачи". У несчастного отобрали всю наличность, часы и телефон. Правда, вскоре юных налетчиков арестовали.

Это, скажем так, примеры видимого проявления антисемитизма, из-за которого евреи во Франции, по мнению главы Совета еврейских общин Франции Роже Кукермана, оказались на "положении парий нации".

А сколько оскорблений, ругательств приходится выслушивать особенно тем, кто живет в окраинных кварталах, некогда спокойных, но ныне заселенных выходцами из Северной и Западной Африки, а особенно их потомками во втором и третьем поколениях. Республиканский лозунг о "свободе, равенстве и братстве", не говоря уже о толерантности, для них пустой звук. Многие с подачи радикальных проповедников-исламистов пропитаны ненавистью к евреям, которых ассоциируют с Тель-Авивом, что уже не раз приводило к антисемитским эксцессам в ходе антиизраильских манифестаций.

Все это побуждает все больше евреев подумывать об отъезде из страны, где их право на жизнь в нормальных условиях, несмотря на заверения властей, расхваливающих на всех трибунах либеральные ценности, сжимается как шагреневая кожа. По некоторым данным, такие мысли навещают более половины членов диаспоры во Франции, считающейся самой крупной в Западной Европе.

Невеселые думы выливаются в конкретные действия. Многие уезжают на свою "историческую родину". За последние три года таких было свыше 20 тысяч человек. И это, не считая тех, кто направился в США, Англию и Канаду. Другие бросают насиженные места в прежде комфортных предместьях, где сейчас их воспринимают как изгоев, и перебираются в пока еще не освоенные агрессивной братией районы. Так, в пригороде Парижа Ольне-су-Буа ранее проживали 600 еврейских семей. Теперь лишь сто. В другом - Курневе - из 300 семей 220 были вынуждены сменить адрес. Это пока. Кстати, аналогичная картина во втором городе Франции - Марселе. И совсем не исключено, что в ближайшем будущем и этим семьям придется покинуть Европу, которая не в состоянии их защитить.

Вячеслав Прокофьев (Париж)

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Российская Газета

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter