«Применять силу – крайняя мера». Чему учат на курсах самообороны

Ответный удар

Самозащита — то, что заложено в нас на уровне инстинктов. Взять даже такой факт: офисный работник в среднем отвлекается каждые 3 минуты. Не потому что ленивый, а потому что любой неожиданный звук, движение привлекают наше внимание. Впрочем, чтобы вовремя распознать угрозу и противостоять ей на деле, нужно куда больше, чем острый слух. И без подготовки действовать эффективно получается не всегда. Как научиться защищать себя? И всегда ли это означает, что нужно ввязываться в драку?

Сколько стоит защита

«Слышь, ты че, совсем…» — один мужчина напирает на другого. Так начинается обучающее видео по самообороне, найденное в Ютубе. Один из участников конфликта сначала пытается успокоить оппонента, потом — бам — резкий удар в ухо. После демонстрации автор видео объясняет: ладонь нужно сложить лодочкой, бить жестко. Это оглушит соперника и даст возможность убежать.

На занятиях можно получить не только ценные знания, но и сбросить лишний вес.
Обнаружив в интернете массу материалов по обучению самообороне, решила попробовать изучить основные приемы самостоятельно. Роль злодея согласился взять на себя знакомый. Но первая же попытка обернулась провалом: начать хотя бы с того, что, если на видео соперники были примерно одного роста, мне до уха «нападающего» пришлось дотягиваться. Сил, чтобы оглушить, тоже явно не хватало.

Другой вариант — обучение у профессионалов. Как выяснилось, найти уроки по самообороне в Минске совсем несложно. Например, курс из 16 занятий предлагают пройти за 280 рублей. На нем научат, помимо прочего, защищаться против одного и нескольких нападающих, вести бой в разных местах — от лифта до салона общественного транспорта, освобождаться от захватов, противостоять вооруженному нападению, применять в бою подручные средства. В зале единоборств предлагают также курс из 10 занятий за 200 рублей и полную программу, рассчитанную на 6,5 месяца за 800 рублей.

Есть несколько предложений специально для женщин. «Возраст и форма тела не имеют значения» — говорится в рекламе одного из клубов. Всего 25 рублей за 4 занятия. Еще на одних женских курсах делают упор на том, что на занятиях можно не только освоить самозащиту, но и похудеть.

Можно научиться не просто приемам, но и овладеть секретами стратегии личной безопасности. К примеру, на это нацелено белорусское боевое искусство гайда. Его позиционируют как «систему знаний, упражнений и техник, объединяющую в себе фитнес, самооборону и саморазвитие». Есть отдельные группы для женщин и детей, разовое занятие стоит 15 рублей, абонемент на 8 посещений — 85 рублей. Можно и индивидуально заниматься, но это недешево — 100 рублей за поход.

В одном из учебных центров разработана программа самообороны, рассчитанная на 40 академических часов. Помимо прочего, есть теоретический блок, основы законодательства, учат и самостраховке — падениям на мягкой и твердой поверхности. Занятия с группой — 200 рублей за курс, индивидуальное обучение — 480 рублей.

Обзваниваю несколько номеров. Практически нигде нет строгих ограничений по возрасту или уровню физподготовки — но если есть серьезные заболевания, нужно сообщить инструктору. Мой выбор пал на крав мага — израильское боевое искусство, которое в последние годы набирает у нас все большую популярность. Главная цель любого приема — максимально эффективно устранить угрозу в реальной схватке, сделать это быстро и безопасно. Стоимость абонемента — от 80 до 110 рублей.

Избегать, убегать, драться

Корреспондент «НГ» пытается вырваться из захвата Алексея Вилькина. Выполнить технику удается не сразу. Чтобы довести движения до автоматизма, нужна не одна тренировка.
Вечер понедельника. Я стою в холодном большом зале. Мою шею сдавливает мужская рука. Нападающий сзади. Резко тяну его руку вниз, бью локтем в грудь. Высвобождаю плечо, отставляю ногу за нападающего. Рукой хватаю его за голову и давлю глаза, оттягиваю ноздри. Удар в пах. Бежать.

К счастью, это лишь учебный пример. Технику мне показывает шеф-инструктор, член исполнительного комитета Всемирной федерации крав мага Алексей Вилькин. Получается не сразу. Самая большая проблема — хватать за голову. Я никак не могу заставить себя хотя бы сделать вид, что делаю человеку больно. А вдруг действительно пораню? Делюсь своими чувствами. Алексей с пониманием кивает:

— Нужен определенный психологический настрой. Ударить человека — это сложно, придется преодолеть внутренний барьер. Но когда есть реальная угроза жизни, принимать решение нужно максимально быстро.

Мое занятие получается почти индивидуальным. Пока инструкторы показывают мне техники, рядом идет полноценный урок у продолжающей группы. В зале — более десятка человек. Например, Наталья занимается почти полтора года. Говорит, что пришла прежде всего ради физической формы:

— Это здорово помогает поддерживать себя в тонусе. Применять знания и навыки на практике пока не приходилось — к счастью.

Сначала — разминка: бег, прыжки. Пот у ребят выступает уже после первых 10 минут занятия. Я тем временем разучиваю еще один прием. Захват за запястье. Как вырваться? Здесь работает принцип цепи — разорвать ее можно на стыке. Так что мне надо резко повернуть большой палец на себя, увести локоть вбок. Но что делать, если соперник куда сильнее и физически ослабить хватку не получится? Его надо отвлечь, объясняет мне инструктор Алексей Зимин:

— В данном случае это может быть легкая пощечина. В других ситуациях — плевок, неожиданное неадекватное поведение, можно попытаться отвлечь разговором.

Итак, легкая пощечина, вырвать запястье из захвата. Пока соперник не опомнился, два резких удара… Я по-прежнему переживаю за соперника. Уж не слишком ли — так реагировать на то, что тебя схватили за руку? Алексей Вилькин отвечает:

— Можно просто убежать. А если вы зажаты в угол? А если нападающих несколько? Суть не в том, чтобы вкладывать людям в голову конкретные техники. В первую очередь нужно вкладывать принципы — как себя вести в различных ситуациях, как реагировать, что делать, чтобы не допускать угрозы. Это самое важное. Если бы мы учили, как драться, но не учили, как не попадать в драки, это был бы рукопашный бой. Мы же занимаемся самообороной. Самое важное — не допустить ситуации, когда придется непосредственно применять технические навыки. Первое — избегать угроз, второе — попытаться решить конфликт мирно и лишь на третьем месте — при необходимости дать отпор с применением силы.

Алексей Зимин показывает, как устроен захват запястья. Это один из самых распространенных вариантов атаки, который может встретиться в реальной жизни.

Мне вспоминается трагедия в ТЦ «Европа», где подросток убил и нанес ранения бензопилой. Как рассказывали очевидцы и пострадавшие, это не воспринималось как угроза, люди думали, что странно одетый парень — элемент некоего перформанса.

— Если рядом с вами заводят бензопилу, это явный признак опасности. Чтобы довести до автоматизма распознавание угроз, нужно постоянно об этом думать. Необходимы насмотренность и опыт, моделирование определенной ситуации, если ты ее прожил, то ты заметишь ее.

— Может, куда проще обзавестись баллончиком и электрошокером? — я все еще надеюсь найти «легкий путь».

— Если ты просто купил их в магазине и носишь с собой, они дают ложную надежду, что ты сможешь дать отпор. Это может быть даже немного опасно, — предостерегает Алексей. — Чтобы использовать тот же перцовый баллончик, с ним нужно потренироваться. Купить не один, а штук 10. Иначе в критической ситуации ты ничего с ним не сделаешь.

Много упражнений на занятиях по крав мага нужно выполнять в парах, причем партнеры должны меняться. Это неспроста: никогда не угадаешь, с кем придется вступить в схватку в реальной жизни.

Громкий хлопок, я отвлекаюсь от беседы: группе демонстрируют упражнение. Суть: партнер в хаотичном порядке выставляет руки в боксерской лапе, буквально за секунду нужно по ней ударить. Это упражнение на скорость реакции. Хлопок по время демонстрации — имитация удара в пах. Обошлось без травм, но тренер напоминает:

— Ребята, не надо так вкладываться в удар. Помним: все должно быть соизмеримо угрозе! Есть ведь еще законодательство. Если будете так бить в реальной жизни, рискуете сесть, и надолго.

Занятие длится 105 минут. К концу ребята выглядят измученными, но на лицах радость. После них учиться самообороне приходят новички — их ждет более щадящая тренировка. Здесь в группе уже куда больше девушек, да и в целом — полный микс и по возрасту, и по уровню физподготовки.

Напоследок не могу удержаться от вопроса: приходилось ли самому Алексею использовать техники и приемы крав мага в жизни? Ответ ожидаем:

— Тогда я был бы плохим инструктором. У учеников были, но они, как правило, заканчивались либо разговорами, либо резким ударом в пах. Если бы мне рассказали, что полезли в драку, я бы расстроился. Повторюсь: для тех, кто действительно заботится о личной безопасности, применять силу — крайняя мера.

Вести себя неадекватно, нестандартно — то, что может спасти жизнь при нападении. Как это работает? Атакующий ждет от «жертвы» определенной реакции. В противном случае он может растеряться или на секунду отвлечься — это шанс вырваться и убежать

 Полная моральная готовность

Хорошая физподготовка — большое подспорье в ситуациях, когда нужно отразить атаку. Но сила, выносливость и даже безупречное владение приемами далеко не всегда играют решающую роль. Можно растеряться, занервничать, потерять контроль — у нападающего всегда есть фора по определению. Почему так происходит и поможет ли спорт в реальной схватке? Об этом мы спросили у генерального директора консалтинговой компании «Коучинг центр», врача-психотерапевта, психолога Михаила Дернаковского.

— Насколько важна психологическая составляющая в противостоянии физическому насилию?

— Это как раз один из наиболее важных факторов. Как правило, люди изучают приемы и занимаются единоборствами, чтобы стать более уверенными в психологическом плане или справиться со своими фобиями, хотя это далеко не всегда помогает.

— Почему при угрозе жизни многие люди впадают в ступор, ничего не могут сделать?

— Это естественная защитная реакция, когда у человека сильный страх и он внутренне опасается наказания за бегство или считает его непозволительным. Дело в том, что страх и гнев, хотя и являются разными эмоциями, с точки зрения нейрофизиологии имеют один и тот же механизм, то есть реакция «бей-беги-замри» имеет одинаковый процесс. Страх легко переходит в гнев, если человек понимает, что он в состоянии справиться с агрессией, и гнев быстро превращается в страх, если человек начинает чувствовать себя слабым. Чтобы выйти из ступора, нужно для начала просто немного подвигаться: сначала из ступора выходит тело, а потом и сознание возвращает волевые функции и определенную степень самоконтроля.

— Может ли обучение на курсах самообороны дать эффект в реальной жизни?

— Если включает психологическую подготовку и обучает некоторым принципам поведения в сложных ситуациях. То есть такого рода курсы должны нести некую социализацию. Необходимо научиться вести переговоры и в целом правильно разговаривать в сложной ситуации. Просто владение навыками самообороны делает в ряде случаев человека немного более уверенным, но это необязательно.

— Стоит ли отдавать ребенка на такие курсы?

— Это может способствовать правильному развитию ребенка, более того, даже привить определенные навыки этикета, принципы поведения. Относительно возраста очень сложно говорить. Дело в том, что это зависит от уровня развития ребенка, способности к определенному уровню самоконтроля, самодисциплины и способности к концентрации. Скорее всего, это не принесет пользы, если водить ребенка на курсы, которые ему не нравятся или на которых у него мало что получается. Этот вопрос лучше решить, посоветовавшись с опытным инструктором.

Не перейти в нападение

Что у нас считается превышением самообороны? Какое наказание за это грозит? И можно ли защищаться «на упреждение»? Василина Корзун, адвокат юридической консультации Московского района г. Минска, рассказала о важных юридических моментах

— Необходимая оборона — обстоятельство, исключающее преступность деяния. Согласно ст. 34 Уголовного кодекса, каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Причем независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Превышение пределов необходимой обороны — явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение. Если в сложившейся обстановке гражданин должен был и мог предвидеть отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния, ответственность — за причинение вреда по неосторожности (ст. 37 Уголовного кодекса).

Важный момент: причинение вреда посягающему может быть признано правомерным лишь при наличии следующих условий. Во-первых, нападение должно угрожать немедленным причинением существенного вреда интересам личности, общества, государства, в связи с чем возникает необходимость применения силы для его пресечения. Если существует вероятность наступления отдаленных последствий, о необходимой обороне не может быть речи. Во-вторых, посягательство должно быть уже начавшимся, но еще не завершенным. И, конечно, действительным, существующим реально, а не в воображении обороняющегося.

Таким образом, ставшие сейчас популярными методы борьбы с хищениями на дачах, например, установка капканов на участке, в доме, когда еще неизвестен характер предполагаемого посягательства, никакого отношения к необходимой обороне не имеют. Возможно, злоумышленник будет пытаться совершить хищение, а возможно, поджог, а может быть, бездомный решит забраться в дом, чтобы погреться.

Дать некие общие рекомендации по недопущению превышения пределов необходимой обороны сложно. Все индивидуально. Тем не менее нужно постараться не поддаться страху, панике. Возможно, имеет смысл постараться убежать, позвать на помощь. Нужно помнить, что причинение вреда нападающему не должно быть местью, наказанием, уроком. Цель — защититься, пресечь нападение, посягательство. Очевидно, в случае совершения посягательства в виде мошенничества, подделки документов, клеветы и тому подобного не могут использоваться насильственные способы их предотвращения. Если принято решение использовать оружие или иные предметы для защиты, по возможности следует избегать повреждения жизненно важных органов нападающего.

Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет. За убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, предусмотрено наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, ограничение свободы на тот же срок, лишение свободы на срок до двух лет.

Случаи квалификации причинения смерти или тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны крайне редки. Ситуацию зачастую осложняет то, что одна из сторон либо обе находились в состоянии алкогольного опьянения.

В моей практике был случай, когда в ходе распития спиртных напитков один из мужчин стал оскорблять другого, после чего оскорбленный решил уйти, однако был схвачен за плечо (что было расценено им как толчок), на что он ответил ударом кулака в область головы нападающему. Тот упал, стукнулся головой о землю и получил травмы. Характер и степень опасности нападения не могли быть оценены обороняющимся объективно. Для него факт причинения излишнего вреда не был в тот момент явным, очевидным. Он полагал, что удар не был сильным. Потерпевший не смог устоять на ногах, поскольку был пьян. Тем не менее содеянное было квалифицировано по ч. 1 ст. 147 Уголовного кодекса — умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Если вред был причинен посягающему с использованием незначительного повода со стороны потерпевшего, содеянное может быть квалифицировано как хулиганство (например, когда в ответ на оскорбление наносится сильный удар в область головы).

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Орган уголовного преследования обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собрать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов участвующих в уголовном деле лиц. Решение о виновности либо невиновности обвиняемого суд выносит лишь на основе достоверных доказательств, подвергнутых всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке. Все сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого.

gavrusheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter