Открытое голосование и индивидуальный подход: как уехавшие белорусы смогут вернуться на родину

Президент Беларуси подписал указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину. Об этом Глава государства заявил сегодня, принимая с докладом Генерального прокурора Андрея Шведа. По итогам доклада Генпрокурор рассказал журналистам подробности того, как будет работать механизм возвращения в Беларусь.

Кто войдет в состав комиссии?

– Комиссия на две трети состоит из представителей общественности – тех граждан, которые известны нашим людям, которые пользуются авторитетом и могут сказать свое слово. Состав участников будет опубликован сегодня, в комиссии будет около 30 человек.

О каком периоде правонарушений идет речь?

– Охватывается период возможных или совершенных правонарушений с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года.

Как можно обратиться в комиссию?

– Граждане могут обратиться в комиссию в письменном или электронном виде. В указе определены требования, которые предъявляются к заявлению, и перечень документов, которые необходимо предъявить.

Как будет приниматься решение?

– Предусмотрено открытое, свободное голосование членов комиссии по каждому вопросу.

В какой срок после принятия решения можно будет въехать в страну?

– Для того чтобы предупредить разного рода провокации, в указе отдельно определена норма, связанная с тем, что лица, в отношении которых принято решение, могут в течение трех месяцев его реализовать. Прошло три месяца – дальше, пожалуйста, обращайтесь в общем порядке.

А не возникнет ли проблем на границе или уже в Беларуси?

– Предусмотрены возможности реализации всех правовых норм, которые направлены на освобождение лица от ответственности либо изменение меры пресечения. И самое главное, после получения на руки документа о том, что к конкретному лицу нет претензий или изменена мера пресечения, принято какое-то иное решение, которое позволяет ему спокойно въехать в Республику Беларусь, определена гарантия. То есть в случае возникновения каких-либо претензий со стороны государственных правоохранительных органов меры процессуального принуждения или какое-то правовое решение могут приниматься только с согласия Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности. Это закреплено в указе.

А если грозит уголовное дело, простят всех или подход будет индивидуальным?

– В указе определены виды решений комиссии. Если мы приходим к пониманию, что человек ошибся, поддался эмоциям, влиянию… Ведь мы хорошо помним, какая была информационная прокачка, какое было колоссальное давление. Кто-то поддался, а сейчас искренне раскаивается. Мы рекомендуем правоохранительным органам принять процессуальное решение, например, о прекращении уголовного преследования. И об этом пишем человеку: "В отношении вас имелось уголовное судопроизводство, принято такое-то решение такого-то числа". Всё, вы вправе спокойно въехать, никаких претензий к вам нет (если что-то вы не скрыли). Согласитесь, если человек совершил еще какое-то преступление и скрывает его – закон для всех один.

Как часто будет собираться комиссия?

– Как только будут готовы материалы заседания комиссии (запросы, справки, сведения с информационных ресурсов, от органов, ведущих уголовный или административный процесс), будет произведен анализ этих материалов и подготовлены предложения и справочные материалы для каждого члена комиссии. По мере необходимости члены комиссии собрались, изучили материалы, открыто проголосовали и подготовили ответ.

Как долго будет приниматься решение после поступления заявления?

– Максимум заявление будет рассматриваться до двух месяцев, в исключительных случаях по решению председателя комиссии – до трех месяцев. Тут очень важно спешить медленно и не допустить ошибки, внимательно разобраться.

Принципиальный момент, на которой обращает внимание Генпрокурор:

– Мы никого не заставляем. Это добрая воля, жест нашего государства. Та информация, которая появляется за рубежом (запугивание людей), связана лишь с тем, что наши граждане (для штабов беглой оппозиции. – Прим. ред.) – это лишь способ зарабатывания денег. Понятно и очевидно: каждый должен думать о себе, своих родных, близких, детях. Думайте, взвешивайте, читайте! Все открыто и понятно. Искренность и понимание того, что абсолютно прозрачные и понятные процедуры, которые как жест доброй воли позволяют принять разумное решение. Но мы никого не заставляем.

Фото: архив БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter