Оркестр гремит басами

"Гомельские городские оркестры": инструментов нет, зала нет, транспорта недостаточно

Духовому оркестру города Гомеля весной 2017 года исполняется 30 лет, ровно столько созданный еще в 1920–е годы любительский коллектив существует на профессиональной основе. В этом же году 10–летие отмечает организация «Гомельские городские оркестры»: под крылом этого госучреждения, кроме духового, прописался Гомельский симфонический оркестр и камерный ансамбль «Классик». Духовики раз за разом привозят с международных фестивалей награды, симфонический оркестр ежегодно проводит Форум классической музыки и другие масштабные проекты, камерный ансамбль занимается просвещением, активно выезжая с концертами в образовательные учреждения. Но за аплодисментами благодарных слушателей и улыбками музыкантов прячется ворох годами нерешаемых проблем.


Экспорт услуг — словосочетание, которое любят повторять, говоря об учреждениях культуры и необходимости им самостоятельно зарабатывать. Однако на этом пути музыкальные коллективы поджидают тернии, существенно затрудняющие путь к звездам. Вот и наш разговор с директором ГУ «Гомельские городские оркестры» Аленой Головань начинается, как она говорит, с нескольких сложных вопросов, которые концертная организация не может решить за собственный счет:

— Главная проблема — отсутствие литавр, без них ни одно классическое музыкальное произведение сыграть невозможно. За эти годы коллектив отыграл больше 230 концертов — и каждый раз инструмент приходится брать в аренду у колледжа искусств имени Соколовского. Это означает, что Гомельский симфонический оркестр «невыездной»: какие гастроли без литавр? И в любом случае это определенный стресс для коллектива, когда на репетициях их априори нет.


Литавры стоят около 12 тысяч долларов — сумма, неподъемная для бюджетной организации, которая половину городских концертов играет бесплатно, так сказать, в счет зарплаты. Поэтому в Гомеле готовы принять и старый инструмент, даже списанный и нуждающийся в починке, если вдруг в каком–либо музыкальном учреждении он имеется.

— Вдруг коллеги из других регионов смогут нам помочь, если уж городской бюджет не тянет такие расходы, —
не скрывает надежды главный дирижер Мурад Ассуил. — Мы же понимаем, время сейчас нелегкое.

Глядя на стоящий у крыльца «пазик», принадлежащий «Гомельским городским оркестрам», понимаешь: вот она, проблема номер два. С литаврами или без, но зарубежные гастроли с этим транспортом коллективам заказаны. Алена Головань перехватывает мой взгляд:

— Автобус не плохой и не старый, 2009 года выпуска, и топлива потребляет немного, но он катастрофически мал: посадочных мест 30, а при выезде духового оркестра нужно вместить минимум 35 человек плюс инструменты. Приходится музыкантов перевозить в несколько заходов. Оборудование грузим в прицеп — и в холод подвергаем риску свои единственные колонки. С симфоническим оркестром, в котором 45 артистов, еще сложнее. О зарубежных гастролях в такой ситуации даже не приходится мечтать: ПАЗ–4234, находящийся на балансе организации, международным нормам не соответствует. И хотя наши оркестры ждут и готовы принять, допустим, в соседней России, мы в основном выезжаем на концерты по Гомельской области, где дорога занимает 2 — 3 часа. Конечно, самые критические для организации моменты я озвучивала в горисполкоме и в области. Сказать, что нам отказывают в помощи, не реагируют, нельзя: проблему понимают, помочь нам обещали. Но пока дело не сдвинулось.

И опять просят донести информацию через газету: а вдруг кому–то как раз нужен именно небольшой и не слишком «прожорливый» транспорт и организация готова поменяться с музыкантами?


Главный дирижер духового оркестра Валерий Кравец — один из старожилов коллектива: как пришел в 1982 году, так и остался. На лацкане пиджака красуется знак «За вклад в развитие культуры Беларуси», в копилке хватает дипломов и наград. Ситуация 30 лет назад и теперь — небо и земля, огорчен дирижер:

— У нас 25 ставок, но столько музыкантов в Гомеле мы набрать сегодня не можем. Это в 1980–е в очереди стояли 20 — 30 человек, которые хотели в оркестре поиграть бесплатно. А сейчас... трубная группа у нас хорошая, валторны неплохие, но тромбонов нет, кларнетов нет, и училище искусств музыкантов этих специальностей практически не готовит. Последний раз выпустили троих кларнетистов два года назад, сейчас они на 3–м курсе консерватории и однозначно не вернутся в город, поскольку специальность дефицитная, им и в столице будет неплохо. Готовишь программу, хочешь сыграть что–то интересное — а кларнетов нет! Выходим из положения, делаем бенд–состав — саксофоны, тромбоны, как–то выкручиваемся, под серьезные программы приглашаем солистов из Минска.


Проблема кадрового дефицита — системная, характерная для всей музыкальной отрасли, разве что имеются различия от региона к региону — в зависимости от того, где есть или, наоборот, отсутствуют педагоги. В Гомеле, описывает ситуацию Мурад Ассуил, к примеру, имеются валторнисты, но фаготист всего один:

— И наше счастье, что он у нас работает. Но если вдруг, к примеру, подхватит простуду — все, концерт придется отменять. Кроме того, чтобы люди к нам шли, нужно предложить не только зарплату, но и достойные инструменты, а у нас многие играют на своих личных. Если говорить о тех оркестровых инструментах, которые имеются, то некоторые трубы приходится заматывать изолентой, в таком они состоянии.

Наличие хорошего инструмента в оркестре — дополнительный стимул для музыканта прийти туда на работу. Высококлассный программист не согласится на компьютер из прошлого века, затребует новенькое «железо» со всеми наворотами. В музыке дело обстоит точно так же.

— Последний раз мы закупали инструменты лет 9 — 10 назад, — подтверждает Валерий Кравец. — Наша туба в полтора раза старше музыканта, который на ней играет. Многим инструментам около четверти века, хотя срок эксплуатации — лет десять. Но мы не унываем!

Не унывают в «Гомельских городских оркестрах», даже несмотря на отсутствие собственного зала: мол, и так пока обойдемся, залов в городе хватает, выбираем нужный под конкретный проект. Тем более спрос на концерты есть, публика идет. Энтузиазм, несмотря ни на что, вообще характерен для белорусской музыки: чтобы сегодня идти в заведомо малооплачиваемую сферу, нужно быть подвижниками. Умудряться выкручиваться из разных ситуаций, выступать, нести радость — и параллельно воспитывать подрастающее поколение музыкантов, своими силами пытаясь реализовать концепцию непрерывного профессионального образования.

— Когда, например, на Форум классической музыки приезжают солисты из Минска или из–за рубежа, все они дают бесплатные мастер–классы в колледже искусств, — такой подход очень важен и приносит результат, считает Мурад Ассуил. — Мы приглашаем на некоторые концерты учащихся колледжа, и они имеют возможность уже в юном возрасте играть с оркестром, сидя рядом со своими педагогами. И конечно, мы бы хотели, чтобы потом они возвращались к нам, стараемся стать привлекательными для музыкантов. Многие пришли в этом году в оркестр почему — потому что у нас интересно работать.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Анастасия Лысенко, заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского горисполкома:

— Разумеется, мы переживаем за судьбу оркестров — и духового, и симфонического, и рассматриваем разные варианты помощи. Что касается покупки дорогостоящего инструмента — литавр, сейчас продумываем возможность получения гранта, который мог бы помочь решить проблему. По поводу обновления нашего автопарка: очень надеемся на поддержку областного бюджета. В конце 2016 года на уровне облисполкома нам обещали рассмотреть этот вопрос в целом по Гомелю (потому что в подобном положении находятся не только «Гомельские городские оркестры», но и другие организации, например, Молодежный театр).

ovsepyan@sb.by

Фото Станислава ГАЛКОВСКОГО.

Советская Белоруссия № 7 (25142). Четверг, 12 января 2017

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?