Какие яркие ленты приготовил для нас XXVI Минский международный кинофестиваль «Лiстапад»

Ода к радости

Каждый их шаг по красной ковровой дорожке приближает зрителей к большому празднику кино. Представить церемонию открытия Минского международного кинофестиваля «Лістапад» без звездного модного дефиле у кинотеатра «Москва» уже невозможно. Сегодня вечером артисты и влиятельные продюсеры, режиссеры и члены жюри наденут платья в пол и элегантные фраки: церемония открытия двадцать шестого по счету кинофестиваля — тот самый день, когда хочется выглядеть действительно особенно. Приветствие участникам XXVI Минского международного кинофестиваля «Лістапад» направил Президент.



В этом году фильмом открытия крупнейшего кинофорума страны станет болгарская драма «Отец» — к слову, лауреат главной награды МКФ в Карловых Варах. Кроме того, третья по счету полнометражная лента Петара Вылчанова и Кристины Грозевой заявлена в основном конкурсе игрового кино. Для режиссерского дуэта из Софии наш кинофестиваль давно стал любимым и счастливым. Дважды (в 2015 и 2016 годах) они увозили из Минска призы, напоминает программный директор ММКФ «Лістапад» Игорь Сукманов:

— Фильмы Грозевой и Вылчанова всегда становятся одним из важнейших событий нашего форума. Их ленты — это сочетание кино фестивального и зрительского, и «Отец» в этом плане не исключение. Лента получилась трогательной и одновременно мистической, в ней много юмора и иронии, а также неожиданная концовка — то, что отличает творчество этих режиссеров.

Кадр из фильма «Отец».

Помимо «Отца», в основном конкурсе игрового кино этого года заявлено еще 11 работ. На некоторые фильмы (например, картину «А потом мы танцевали» шведского режиссера грузинского происхождения Левана Акина) билетов уже нет. Подчистую проданы квитки и на ряд других сеансов в кинотеатре «Центральный» (там, напомним, проходят показы фильмов основного конкурса) — это касается лент «Отец» и «Мысленный волк» Валерии Гай Германики. Сама режиссер, которая изначально планировала приехать в Минск на презентацию своей новой работы, в конце концов изменила планы: со дня на день Валерия ждет появления на свет третьего ребенка. Вместо нее картину представят актриса Лиза Климова и продюсер Светлана Самойлова. 

Игорь СУКМАНОВ.
Картины вне конкурса — также настоящие находки для киноманов. Еще немного статистики: уже не достать билетов на работу 30-летнего канадского режиссера Ксавье Долана «Матиас и Максим», российскую комедию «Давай разведемся» с Анной Михалковой в главной роли и сенсацию Каннского фестиваля драму «Портрет девушки в огне» Селин Шьямма. Игорь Сукманов первыми экономическими сводками с фестивальных полей пока доволен: 

— Хотя хорошие продажи перечисленных выше картин — это результат довольно предсказуемый, о каждой из этих лент уже много сказано и написано. Но есть в программе и другие не менее прекрасные работы, рассчитанные в том числе на широкого зрителя. Например, фильм Шеннон Мерфи «Молочные зубы». Это романтическая история первой, почти невозможной любви, рассказанная кинематографистами Австралии, а значит, будет, почти как в Голливуде, но более экстравагантно. По закону душещипательной мелодрамы тема «неизлечимой болезни» даст толчок всему повествованию, но это фильм (почти) не о страданиях, а о безраздельной любви и радости жизни. Ну и кроме того, в «Молочных зубах» просто бесподобные актерские работы! Несмотря на то что венецианское жюри отметило только молодого актера Тоби Уоллеса, проникновенно здесь играют абсолютно все: и юная Элайза Сканлен, и ветераны Бен Мендельсон и Эсси Дэвис. А в финале обязательно приготовьте носовые платки, но на дешевую сентиментальность даже не рассчитывайте!

Всего же за фестивальную неделю зрителям предстоит увидеть 154 картины. Мэтры интеллектуального кино против молодых дебютантов — это отражается даже в составе членов жюри. Впрочем, недостатка в звездных именах на «Лістападзе» нет — каждый из деятелей киноиндустрии, которые ежегодно приезжают в ноябре в Минск, давно занял в ней свою прочную нишу.

Жюри основного конкурса в этом году возглавит 34-летний режиссер, продюсер и сценарист Карлос Кинтела. Четыре года назад участие в «Лістападзе» принесло его картине «Проект века» вторую премию… и бесконечное обожание минской публики. 

Заглянет на фестивальный огонек в Минск и мэтр польского кино Кшиштоф Занусси. 80-летний режиссер, лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» председательствует в этот раз на национальном конкурсе. Компанию ему в нелегком деле принятия решений составят отборщик фильмов для Гетеборгского фестиваля, продюсер Фредди Ульссон и белорусский режиссер-документалист Ольга Дашук. 

А вот итоги 26-го кинофестиваля подведут 8 ноября в кинотеатре «Москва». Там же покажут фильм закрытия — бразильскую драму Карима Айнуза «Невидимая жизнь Эвридики». 

Три фильма, на которые стоит обратить внимание: выбор Игоря СУКМАНОВА


1. «Тайна ночи»,  Филиппины

— Эта картина откроет внеконкурсную программу фестивальной секции «Полуночные страсти». Несмотря на то что к азиатским «деликатесам» наша публика относится настороженно, по крайней мере любителям острых ощущений этот почти двухчасовой экзотический хоррор-баллада Адольфо Аликса-младшего точно понравится. 

На первый взгляд, это сказка в историческом антураже или историческая аллегория об эпохе, когда коренные филиппинцы находились под гнетом Испании, а их исконный образ жизни был безжалостно деформирован навязанными ценностями европейской цивилизации. Незнание контекста, впрочем, нисколько не повлияет на зрительское восприятие. Относиться к картине можно как к экологическому фэнтези, языческой страшилке, эротической вампуке о поруганной любви, авторской стилизации под эксплуатационный хоррор или шокеру в традициях киносказок Роу/Птушко.

2. «Ласточки Кабула», Франция


Кадр из фильма «Ласточки Кабула»

— Казалось бы, Афганистан, Кабул под пятой талибов, порабощенные женщины Востока... Но фильм непременно стоит увидеть. Во-первых, потому, что с его помощью мы можем заглянуть в ту часть мира, которая практически закрыта для нас. Во-вторых, это драматическая мелодрама не столько о терроре, сколько о любви и силе духа. В-третьих, эмоциональная достоверность картины просто поразительна, анимированным героям сопереживаешь как реальным людям. И в-четвертых, афганские женщины невероятно прекрасны!

3. «Ивана Грозная»,  Румыния — Сербия

Кадр из фильма «Ивана Грозная».

— Зачем смотреть? Во-первых, это румынское кино. Во-вторых, это авторская комедия, очень дерзкая и своенравная. Режиссер Ивана Младенович идет стопами Вуди Аллена и Нанни Моретти: снимает игровой фильм о себе любимой. Говорит без утайки о своих неврозах, маниях, семейных тайнах. В эту художественную авантюру, неотличимую от жизни, втягивает родственников и друзей, миксует их с профессиональными актерами и живой массовкой. Интересно, что в съемках картины приняла участие экстравагантная поп-дива Анка Поп (увы, погибшая в скором времени после съемок фильма): эмансипированная звезда из Бухареста приехала в провинциальный городок на границе Румынии и Сербии по приглашению Иваны, чтобы принять участие в местном фестивале, аналогичном нашим «Дажынкам»… Ну а представит фильм актер Андрей Динеску, прекрасно владеющий русским языком. Время и место уже известны: 3 ноября в 12.30 в кинотеатре «Центральный».

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ

Дарья АМЕЛЬКОВИЧ, кинокритик, член международного жюри ФИПРЕССИ:


— Ночью перед церемонией открытия «Лістапада», где я в этом году работаю в качестве члена жюри, мне приснился Иосиф Бродский, что я восприняла как знак встречи с поэтическим кино. Но шутка это лишь отчасти. Я стараюсь не ждать от кино чего-то определенного, мне хочется, чтобы оно меня удивило и открыло некую неуловимую правду о нас самих.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter