— Фильмы Грозевой и Вылчанова всегда становятся одним из важнейших событий нашего форума. Их ленты — это сочетание кино фестивального и зрительского, и «Отец» в этом плане не исключение. Лента получилась трогательной и одновременно мистической, в ней много юмора и иронии, а также неожиданная концовка — то, что отличает творчество этих режиссеров.
Кадр из фильма «Отец».
Помимо «Отца», в основном конкурсе игрового кино этого года заявлено еще 11 работ. На некоторые фильмы (например, картину «А потом мы танцевали» шведского режиссера грузинского происхождения Левана Акина) билетов уже нет. Подчистую проданы квитки и на ряд других сеансов в кинотеатре «Центральный» (там, напомним, проходят показы фильмов основного конкурса) — это касается лент «Отец» и «Мысленный волк» Валерии Гай Германики. Сама режиссер, которая изначально планировала приехать в Минск на презентацию своей новой работы, в конце концов изменила планы: со дня на день Валерия ждет появления на свет третьего ребенка. Вместо нее картину представят актриса Лиза Климова и продюсер Светлана Самойлова.
— Хотя хорошие продажи перечисленных выше картин — это результат довольно предсказуемый, о каждой из этих лент уже много сказано и написано. Но есть в программе и другие не менее прекрасные работы, рассчитанные в том числе на широкого зрителя. Например, фильм Шеннон Мерфи «Молочные зубы». Это романтическая история первой, почти невозможной любви, рассказанная кинематографистами Австралии, а значит, будет, почти как в Голливуде, но более экстравагантно. По закону душещипательной мелодрамы тема «неизлечимой болезни» даст толчок всему повествованию, но это фильм (почти) не о страданиях, а о безраздельной любви и радости жизни. Ну и кроме того, в «Молочных зубах» просто бесподобные актерские работы! Несмотря на то что венецианское жюри отметило только молодого актера Тоби Уоллеса, проникновенно здесь играют абсолютно все: и юная Элайза Сканлен, и ветераны Бен Мендельсон и Эсси Дэвис. А в финале обязательно приготовьте носовые платки, но на дешевую сентиментальность даже не рассчитывайте!
Всего же за фестивальную неделю зрителям предстоит увидеть 154 картины. Мэтры интеллектуального кино против молодых дебютантов — это отражается даже в составе членов жюри. Впрочем, недостатка в звездных именах на «Лістападзе» нет — каждый из деятелей киноиндустрии, которые ежегодно приезжают в ноябре в Минск, давно занял в ней свою прочную нишу.
Заглянет на фестивальный огонек в Минск и мэтр польского кино Кшиштоф Занусси. 80-летний режиссер, лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» председательствует в этот раз на национальном конкурсе. Компанию ему в нелегком деле принятия решений составят отборщик фильмов для Гетеборгского фестиваля, продюсер Фредди Ульссон и белорусский режиссер-документалист Ольга Дашук.
А вот итоги 26-го кинофестиваля подведут 8 ноября в кинотеатре «Москва». Там же покажут фильм закрытия — бразильскую драму Карима Айнуза «Невидимая жизнь Эвридики».
Три фильма, на которые стоит обратить внимание: выбор Игоря СУКМАНОВА
1. «Тайна ночи», Филиппины
— Эта картина откроет внеконкурсную программу фестивальной секции «Полуночные страсти». Несмотря на то что к азиатским «деликатесам» наша публика относится настороженно, по крайней мере любителям острых ощущений этот почти двухчасовой экзотический хоррор-баллада Адольфо Аликса-младшего точно понравится.
На первый взгляд, это сказка в историческом антураже или историческая аллегория об эпохе, когда коренные филиппинцы находились под гнетом Испании, а их исконный образ жизни был безжалостно деформирован навязанными ценностями европейской цивилизации. Незнание контекста, впрочем, нисколько не повлияет на зрительское восприятие. Относиться к картине можно как к экологическому фэнтези, языческой страшилке, эротической вампуке о поруганной любви, авторской стилизации под эксплуатационный хоррор или шокеру в традициях киносказок Роу/Птушко.
2. «Ласточки Кабула», Франция
Кадр из фильма «Ласточки Кабула»
3. «Ивана Грозная», Румыния — Сербия
Кадр из фильма «Ивана Грозная».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дарья АМЕЛЬКОВИЧ, кинокритик, член международного жюри ФИПРЕССИ:
— Ночью перед церемонией открытия «Лістапада», где я в этом году работаю в качестве члена жюри, мне приснился Иосиф Бродский, что я восприняла как знак встречи с поэтическим кино. Но шутка это лишь отчасти. Я стараюсь не ждать от кино чего-то определенного, мне хочется, чтобы оно меня удивило и открыло некую неуловимую правду о нас самих.
leonovich@sb.by