Объясняем в 5 кадрах: что нужно знать о ситуации в Бейруте после взрыва

Новостной шум вокруг катастрофы в Бейруте не стихает уже более двух недель. Пострадавшие, расследования, реконструкции – в десятках фактов легко запутаться, особенно если они мало связаны друг с другом. Поэтому мы решили собрать трагедию столицы Ливана в единую картину. Самое важное о ситуации в Бейруте – в ответах на пять вопросов об инциденте.

1. Что, где и когда?

Взрыв (по мощности примерно как 1/12 от того, что поразил Хиросиму в 1945 году) прогремел в порту Бейрута 4 августа. Он произошел в два этапа с разницей в несколько десятков секунд. Сначала многие ошибочно посчитали взрыв ядерным: над разрушенным портовым складом поднялся не только столп ядовитого темно-красного дыма диоксида азота, но и белое грибовидное облако. Хотя на самом деле атомная энергия тут ни при чем – катастрофу спровоцировали опасные химикаты.

2. В чем причина взрыва?

В почти трех тысячах тонн аммиачной селитры высокой плотности, которые в один момент взлетели на воздух. Откуда взрывоопасное вещество в таких количествах взялось в бейрутском порту? Химикаты «проездом» попали в Ливан еще в конце 2013 года – там корабль, который вез их в Мозамбик, должен был принять партию дорожно-строительной техники. Но что-то пошло не так: люки не выдержали тяжести катков, и от машин отказались. Команда начала опасаться, что для покрытия расходов придется искать дополнительные грузы, но уже в феврале 2014 года судно арестовали из-за неоплаченных счетов на общую сумму в 100 тысяч долларов. Часть экипажа оказалась запертой на корабле-ловушке – там они провели почти год. За этот срок на корабле появилась течь, и держать в грузовых отсеках селитру стало слишком опасно. Поэтому в скором времени химикаты переместили в портовой склад. Там они и оставались в ожидании аукциона или утилизации вплоть до катастрофы.


Что спровоцировало детонацию? Есть две версии: разрывы фейерверков (глава ливанской таможни Бадри Дахер признал, что они могли храниться поблизости) и сварочные работы, которые проходили на складе 4 августа. Последняя основана на сведениях МВД Ливана.

3. Каковы последствия катастрофы?


178 человек погибли, пострадали около 6 тысяч (две из них – врачи), десятки числятся пропавшими без вести.

Взрывная волна повредила и уничтожила около 4 тысяч домов, более 300 тысяч человек остались без крова. 601 здание из всех поврежденных – объекты культурного наследия, 70 из которых могут обрушиться, если не будут восстановлены в ближайшее время. Не функционирует примерно половина крупных больниц и медицинских центров Бейрута.


Президент Ливана Мишель Аун заявил, что финансовый ущерб оценивается в 15 млрд долларов. Страховые компании предварительно оценивают убытки от взрыва в порту Бейрута в 3 млрд долларов. Губернатор Бейрута Марон Аббуд ранее заявил, что на реконструкцию города потребуется от 12 до 15 млрд долларов.

4. Кто виноват?

Это сейчас решает суд: дело запутанное и понять, кто является конечным звеном в цепочке ответственности за катастрофу, непросто. 


У силовиков и таможенников информация о наличии в порту опасного груза была задолго до катастрофы. Кроме того, Reuters утверждает: службы безопасности Ливана 20 июля отправили президенту и премьер-министру страны письмо с выводами комиссии, которая еще в январе занималась вопросом хранения взрывоопасных веществ на складах столичного порта. В документе говорилось, что опасные грузы необходимо вывезти из гавани.

Почти сразу же после трагедии сотрудники бейрутского порта и ливанской таможни объявили, что неоднократно просили убрать опасные грузы с территории, но судебные органы их проигнорировали. Местные журналисты указывают на возможность оспаривания этой версии: в подлинности писем таможни суду никто не сомневается, но соответствие документов надлежащим процедурам вызывает вопросы.


Если рассматривать заявления всех сторон, ответственность за взрыв в Бейруте может понести администрация порта, руководство ливанской таможни и судьи, которые занимались вопросами выгрузки и перемещения селитры в безопасное место.

На сегодняшний день в списке тех, кому предъявлены обвинения по делу о взрыве в морской гавани, более двадцати человек. Выданы ордеры на арест генерального директора порта Бейрута Хасана Крейтема и главы таможенной службы Ливана Бадри Дахера.

5. Что дальше?

В первую очередь – помощь пострадавшим, поиск жилья для лишившихся крыши над головой и восстановление поврежденных зданий. Мировое сообщество уже выделило Ливану более 150 млн долларов на ликвидацию последствий взрыва, а также предоставило медикаменты и продукты питания. 


Параллельно с реконструкцией разрушенного порта будет продолжаться расследование обстоятельств катастрофы и поиски виновных в нахождении селитры на приморском складе.

Как трагедия повлияла на общество? Аналитики BBC утверждают, что взрыв в Бейруте является свидетельством коррумпированности властей и религиозных общин страны. Так что можно предположить, что на фоне экономического кризиса, стремительного распространения коронавируса на территории государства и отставки правительства последствия катастрофы в столице могут стать дополнительным стимулом для продолжающихся уже около года акций протеста в Ливане.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter