Нужно противостоять безвкусице вокруг нас

О цветах–паразитах и масскультуре

Читала недавно об орхидеях... Самое интересное даже не то, что дивный цветок — всего лишь паразит, вырастающий на стволах деревьев. А то, что у этих паразитов даже нет нектара. Следовательно, запаха, привлекательного для пчелы. А опылять кто будет? Вот прекрасные паразиты и делают упор на внешний вид: яркие цвета, прихотливые формы, иногда имитирующие насекомых... Пчела купилась, прилетела, опылила — а взамен никакой пищи. Пожужжала на броскую и бесполезную прелесть и полетела к скромному питательному клеверу. Эта схема все чаще мне вспоминается в связи с современной массовой культурой. Главное — приманить пчелку, то бишь обывателя с его кошельком, на яркую афишу, пеструю обложку, вызывающий наряд дивы, скабрезную шутку... Причем, в отличие от пчелы, мы даже не всегда понимаем, что нас надули, что нектара и не предусматривалось. И бежим на очередную антрепризу со «звездами», чтобы не получить ни новых мыслей, ни потрясения чувств.

Орхидеи хотя бы реально красивы... А теперь за красоту можно выдать практически что угодно. Вывернутую пирсингом губу, костлявое тельце анорексички, семью Симпсонов, прости господи... Кто не знает — это такой мультсериал, пародирующий жизнь среднестатистической американской семьи. Его лупоглазые герои похожи на гибрид обезьяны и желтой жевательной резинки. Главного героя, отца семейства, зовут Гомер, и недавно видела мужика в майке с комиксом. Комикс изображал стадии происхождения Homo Gomer: желтая пучеглазая обезьяна превращается в желтого пучеглазого Гомера Симпсона. Разницы практически никакой.

Конечно, и великий Альбрехт Дюрер начинал свой трактат со слов «Но что такое прекрасное — этого я не знаю». Но продолжал: «Все же я хочу для себя так определить здесь прекрасное: мы должны стремиться создавать то, что на протяжении человеческой истории большинством считалось прекрасным».

Представляю реакцию Дюрера на тело современной супермодели весом тридцать семь кило... Хотя он все же Смерть рисовал...

С другой стороны, весь китч строится на слогане «сделайте красиво». И даже если автор не очень умел, но ориентируется на «вкус народа», поклонников найдет куда больше, чем будущий классик. Всегда кто–нибудь рявкнет: «Мурку» давай!».

Популярность нынче приравнивается к художественной ценности. «Мурку» любят миллионы... Вывод: Шнитке – вы лузер, не умеете вы хорошо сочинять, Шнитке.

«Раскопай своих подвалов

И шкафов перетряси,

Разных книжек и журналов

По возможности неси».

Это стихи о создании общественной библиотеки сотрудника института чародейства и волшебства (НИИЧАВО) Александра Привалова из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

«Идея принадлежала месткому, стихи были мои... Я покраснел и пошел дальше».

Сегодняшние продолжатели дела стенгазеты НИИЧАВО не краснеют. Более того, они и не понимают, что за их творчество нужно краснеть.

«Смени на кухне утварь свою,

неси кастрюлю, сковороду!»

Невинная реклама в метро до сих пор вызывает зубовный скрежет знатоков поэзии. Конечно, все не могут быть такими знатоками. И планка вкуса у каждого своя. Большинство, наверное, без тени аллюзий покупает яйцо «Молодецкое».

Недавно ехала в троллейбусе, вдруг рядом громкий голос:

— Мужчина, сделайте мне больно!

Оказывается, веселая пассажирка просила случайного попутчика приложить ее проездной к валидатору. Что несколько растерявшийся субъект и сделал. И явственно ощутилось, что все временное население салона разделилось на две группы: те, кто хохотнул над забавной остротой, и те, кого передернуло от вульгарности услышанного. Впрочем, первых это не делает хуже вторых, вторых не делает счастливее или успешнее первых... В списках самых богатых людей «Форбс» вообще нет персон с высшим образованием и научными или творческими достижениями...

А между тем наш с вами вкус продолжают воспитывать.

Реклама энергосберегающих насосов: лежащая дама с означенным насосом, поставленным перед нижней частью живота.

Реклама столового белья: опять лежащая дамочка, на этот раз на столе: «Засервируй меня!»

Креатив фирмы по заправке картриджей: еще дамочка, нарисованная в стиле пин–ап, кокетливо держит насос, который опять–таки должен вызывать ассоциации по Фрейду...

Колбаса–девочка в юбке, колбаса–мальчик в джинсах: «Вместе навсегда!»

На этом фоне вполне объяснимо, почему создатели билбордов постоянно путают Купалу и Коласа...

Но знаете, все равно я верю в то, что как пчелы летят все же на запах нектара, так и люди инстинктивно тянутся к настоящему искусству. Даже не понимая, не обладая специальным образованием. Об этом еще Максим Богданович написал в своем «Апокрифе».

А самый лучший способ для воспитания вкуса уже давно придуман. Это книги. Только выбирайте их не по яркости обложки.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 120 (25002). Суббота, 25 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter