Непростое это дело — вспахать поле оборотными плугами

Инженеры и механизаторы знают требования, предъявляемые к вспашке почвы. Тем не менее на практике часто приходится сталкиваться с фактами некачественной обработки полей. Главная причина — неправильная настройка оборотных плугов. На примере плуга Albatros 120 рассмотрим правила установки, типичные нарушения в настройке его рабочих органов и подскажем, как их избежать.

Что и как регулировать, чтобы качество работ было высоким.

Инженеры и механизаторы знают требования, предъявляемые к вспашке почвы. Тем не менее на практике часто приходится сталкиваться с фактами некачественной обработки полей. Главная причина — неправильная настройка оборотных плугов. На примере плуга Albatros 120 рассмотрим правила установки, типичные нарушения в настройке его рабочих органов и подскажем, как их избежать.

Настраивать плуги лучше с помощником или специалистом. Тогда можно наблюдать истинное положение их во время работы (в нерабочем состоянии они располагаются иначе). При этом не следует забывать о правилах техники безопасности.

Вот основные правила, которые надо соблюдать.

1. Агрегатирование плуга с трактором. Установите сначала в колесах одинаковое давление. Затем проверьте длину тяг подъемного устройства. При этом трактор должен занимать такое положение, как при движении в борозде (левые колеса находятся выше на глубину вспашки с учетом вдавливания колес в почву). Установка будет точной, если труба, положенная в шарниры нижних тяг навески, займет горизонтальное положение.

2. Соединение верхней тяги. При работе пахотного агрегата задние колеса более нагружены: это обеспечивает лучшее сцепление с почвой. Для благоприятной передачи силы тяги идеальная точка пересечения направлений от верхней и нижней тяг навески (точка пересечения просматривается при виде сбоку) должна располагаться ближе к земле, недалеко за передней осью или перед передней осью трактора. Верхняя тяга должна легко подниматься с плугом и испытывать минимальные нагрузки. В обычных условиях рекомендуется устанавливать центральную тягу в продольном отверстии навески плуга, чтобы плуг быстрее заглублялся в почву. При работе на неровном ландшафте соединение производится через отверстие.

3. Регулировка глубины вспашки. Рабочая глубина устанавливается при помощи гидросистемы трактора и опорного колеса плуга. В любом случае гидросистема должна быть переключена на силовое или смешанное регулирование. Опорное колесо при этом выполняет роль только копирующего колеса (не допускается чрезмерное заглубление плуга). Поэтому масса его должна быть перенесена как можно больше на трактор, тогда не будет излишнего буксования.

4. Рабочая глубина вспашки всеми корпусами должна быть всегда одинаковой, при этом рама плуга располагается горизонтально. Продольные перекосы ее нарушают равномерность глубины вспашки передним и задним корпусами плуга.

Выравнивается рама раскосами навески трактора и опорным колесом плуга во время работы горизонтально. Следите за тем, чтобы слишком большой вес плуга не переносился на его опорное колесо. В противном случае снижается нагрузка на колеса трактора, увеличивается буксование и снижается сила тяги.

5. Различная ширина захвата переднего и заднего корпусов может быть вызвана разными причинами. Одна из самых частых — ошибочно установленное крепление на раме отдельных корпусов (захват каждого корпуса может изменяться от 35 до 50 см). Ширина передней борозды должна быть одинаковой с последующими. Это достигается правильным вождением трактора и смещением механизма навески в поперечном направлении соответствующими винтовыми стяжками. Предварительная установка проводится на площадке до выезда в поле и затем уточняется при первом проходе агрегата.

6. Положение корпусов на раме плуга. Используя линейку, следует проверить расстояния между корпусами. Входной промежуток левого корпуса должен быть равен правому корпусу на оборотных плугах. Далее проверяется расстояние от неизнашивающейся исходной точки конца лемеха до концов отвала. Расположение соответствующих сторон всех отвалов должно быть параллельным. При помощи шнура следует проверить, чтобы нижние части отвалов корпусов были расположены по прямой линии.

7. Правильное направление линии тяги. При правильной установке всех тяг навески обеспечивается устойчивое прямолинейное движение агрегата вдоль борозды. Трактор может вести в сторону, если линия тяги между ним и плугом не пересекает заднюю ось трактора в середине. Это вызывает трудности при вождении, дает неровную борозду и приводит к повышению расхода топлива. Линия тяги между трактором и плугом оптимальна, если она пересекается с задней осью трактора в середине. Боковая тяга при этом будет полностью устранена.

8. Уменьшение захвата задними корпусами. Рама плуга должна располагаться под определенным углом к направлению движения: в этом случае обеспечивается одинаковая ширина захвата всеми корпусами. Ее регулируют винтовыми стяжками в механизме поворота плуга. Также корректируют положение упоров, до которых поворачивается рама плуга, посредством гидравлического цилиндра.

9. Установка предплужников на излишнюю глубину может вызывать сгруживание растительных остатков и почвы перед рабочими органами. В большинстве случаев достаточная глубина установки предплужников составляет 5—10 см, на уровне более твердой почвы с корнями. При установке следует контролировать расстояние от лемеха корпуса плуга до предплужника по высоте.

10. Качество заделки растительных остатков. Они, как и запахиваемые зеленые удобрения, для лучшего перегнивания не должны полностью сбрасываться на дно борозды, а равномерно распределяться по сечению обрабатываемых пластов почвы. Иногда солома и растительные остатки остаются на поверхности поля. Устраняется этот недостаток поворотом стоек предплужников таким образом, чтобы обеспечить требуемый угол сбрасывания и укладку растительных остатков на почву, уложенную предыдущим корпусом. При этом глубина заделки должна составлять не менее 10 см.

11. Установка дискового ножа. Глубина его в рабочем положении не должна превышать 15 см. Расстояние от плоскости дискового ножа до полевого обреза последнего корпуса обычно составляет 2—4 см. Чтобы обеспечить долговечность его работы, время от времени следует проверять возможность беспрепятственной самоустановки диска ножа по направлению движения плуга.

12. Степень чувствительности механизма гидравлического поддержания глубины вспашки. При установке излишней чувствительности в условиях переменной плотности почвы может наблюдаться неустойчивая работа плуга по глубине. Предпочтительна работа в режиме смешанного (силового и позиционного) регулирования. Нужно учитывать рекомендации по использованию гидросистемы агрегатируемого трактора.

Выполнение всех необходимых настроек позволит получить требуемое качество обработки почвы, повысить производительность пахотных агрегатов и снизить затраты.

Александр КЛОЧКОВ, заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор технических наук, профессор

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter