О советской милиции начистоту: бывший замначальника УБХСС о подпольных цехах и спекулянтах

Неизвестные роли Тихонова

Быть в центре событий и при этом оставаться незамеченным. У Ивана Тихонова была именно такая роль. Долгое время он возглавлял Брестский областной отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности МВД БССР, после стал заместителем начальника республиканского управления, а затем возглавил милицейскую разведку. И знает не понаслышке, кто, как и когда тянул руки к общественному добру и почему одних наказывали, а другие продолжали оставаться будто в тени.

Питерские институты


Фото  Артура  ПРУПАСА.

Ивану Аврамовичу 79 лет. Он с легкостью вспоминает имена, фамилии, даты, звания. Его рассказ о заграничных командировках, бандах, расхищавших соцсобственность, высоких начальниках, принимавших мудрые и не очень решения, льется как песня — слаженно и эмоционально.

Свой рабочий путь начал с должности бригадира в колхозе им. Чапаева Бешенковичского района. Но молодой и горячий сельский парень долго там не проработал. Слишком эмоционально поспорил с партийным деятелем о судьбе вдов, которые составляли большую часть населения района. И тут как раз подоспел призыв...

Направили его служить в Ленинград, в авиадивизию. «Уехал с легкой душой и зарубкой на памяти — в этот колхоз ни ногой», — улыбается Иван Аврамович. После армии 25–летний Тихонов поступил в Ленинградскую милицейскую спецшколу. «Учебу в ней считаю лучшими годами в своей жизни. Представьте: левое крыло величественного здания Генерального штаба царской России, в части которой размещался жандармский кадетский корпус с выходом на набережную Мойки. Через площадь — Зимний дворец, Адмиралтейство. Рядом — Сенатская площадь с Исаакиевским собором, зданиями Синода и Сената. Чуть подальше — тюрьма «Кресты», куда нас периодически водили на практические занятия, прививая нужный «иммунитет». Ежедневные пробежки на Марсовом поле, шикарное питание за счет северных надбавок, а также лекции маститых полковников — сыщиков, экспертов, юристов. Школу милиции действительно было за что полюбить всей душой».

Погоня с котлом наперевес


После учебы приехал работать в Барановичский ГОВД. Тихонову поручили обслуживать «Стройтрест–25», который возводил разные объекты, в том числе Барановичский хлопчатобумажный комбинат: «Во время дефицита стройматериалов с этой гигантской стройплощадки массово похищали социалистическую собственность. Рядом с комбинатом, и не только, быстро росли дома. С помощью комсомольского актива города, а особенно студентов текстильного техникума, было возбуждено более четырех десятков уголовных дел». При этом наказание за воровство в то время было не особо строгим. За первый такой проступок, как правило, назначали год или два исправительных работ: человек все это время работал и кормил семью.

Эти дела стали, пожалуй, одними из самых первых крупных, которые Тихонов провел от начала и до конца. Не считая, конечно, задержания банды Кочкарей. Это были отпетые мошенники. Их дом находился рядом с городским рынком. Ворота буквально касались друг друга. Во время массового дефицита особым спросом пользовались алюминиевые котлы в 10 или 20 литров. Их производство и наладили Кочкари на местном заводе в подпольном цехе. Результаты трудов свозили домой, а потом через специальную калитку в заборе быстренько доставляли на прилавки, где котлы моментом раскупали жители ближайших районов. Семейство спекулянтов слыло в городе еще и матерыми обманщиками. «Два брата и их отец были изумительными мошенниками. Могли позвонить высоким начальникам и представительным голосом попросить о чем–то. Например, привезти дров для «особого» человека. Удивительно, но это работало». Задерживали их, вспоминает Иван Аврамович, по делу о котлах. Тихонов не мог догнать одного из братьев, запустил в него тот самый котел, и беглец упал: «Иначе бы он просто убежал. В то время у нас не было ни оружия, ни дубинок. Не положено. Но мы шли на задержание втроем, все — тренированные».

Как не растерять отдел


После Барановичей Тихонова перевели в Березовский РОВД. Стал начальником. Там состоялась знаменательная встреча с министром внутренних дел СССР Николаем Щелоковым. С небольшой делегацией тот направлялся в Берлин, на международный форум. Летел до Березы самолетом, из «брюха» которого выезжали автомашины. И дальше двигались на них. «Вместе с комендантом гарнизона и командиром авиаполка мы выставили совместные посты по два человека (солдат и милиционер) от аэродрома до автомагистрали Москва — Брест», — Тихонову тогда поручили доложить министру о ситуации в районе. Свой доклад он завершил фразой: «...капитан милиции Тихонов». Улыбаясь, Щелоков поправил — «майор милиции». Министру по душе пришлись совместные посты.

После этого случая Иван Аврамович возглавил ОБХСС Брестского областного УВД. Рядом были надежные, проверенные годами товарищи. Но, приняв отдел, Тихонов растерялся. «Он был запущенный. По указанию партийных органов тогда было модно «укреплять кадры ОБХСС», особенно областного аппарата, так называемыми специалистами из народного хозяйства, практически неустроенными выпускниками экономических вузов. Этих бы ребят подучить на курсах милицейских учебных заведений, годик–два обкатать в райотделах, и тогда нужный специалист был бы готов возложить на себя бремя оперативно–разыскной службы», — сетует Тихонов, но признает, что со временем они все выросли в хороших оперов, начальников подразделений.

Руководство УБХСС МВД БССР 1982 года. Иван Тихонов — третий слева.

Хронический дефицит товаров и продуктов породил преступные схемы. В Бресте спекуляция расцвела вокруг контрабанды импорта–экспорта. Одно из самых крупных дел того времени — разоблачение расхитителей и взяточников в гостинице и ресторане «Буг», где обслуживались правительственные, а также иностранные делегации. Директор ресторана получала товар из Москвы и через специального человека перепродавала в Польшу. Дело было громкое. В результате даже уволили одного из молодых сотрудников ОБХСС. Тихонов до сих пор не может простить себя за то, что не спас тогда товарища от увольнения. Оказалось, копание в подпольных схемах не понравилось высоким покровителям мошенников. Иван Аврамович после этого вынужден был уехать на учебу в Москву, в Академию МВД СССР. По окончании вуза его отправляли руководителем УБХСС МВД Узбекистана. Но по состоянию здоровья жены пришлось отказаться. Потом не раз за это благодарил судьбу. Из назначенных туда вернулись не все, увязнув в крупном коррупционном скандале.

Подпольщики


После учебы Тихонов возвращается в Минск и возглавляет сначала отдел по особо важным делам УБХСС МВД, а затем становится заместителем начальника этого управления. При нем внедряют специальную систему, с помощью которой можно было быстро найти нужного человека среди тех, кто уже был привлечен к уголовной ответственности за расхищение соцсобственности, разрабатываются типовые планы проведения спецопераций в отраслях народного хозяйства по обеспечению безопасности соцсобственности, организовываются выставки изъятых у расхитителей и спекулянтов материальных ценностей. Вскрываются хищения, а также подпольные цехи на крупнейших предприятиях республики: бобруйском объединении «Белшина», Витебском ковровом комбинате, Жлобинской фабрике искусственного меха, минском объединении «Интеграл», гомельском заводе «Кристалл», в минском ЦУМе и облпотребсоюзе и многие другие.

«За время работы в этой должности у расхитителей и валютчиков было изъято 22 килограмма золота, 98 килограммов серебра и большое количество искусственных алмазов», — рапортует Тихонов. В 1983 году его отправляют в Афганистан. Два года активных боев, во время которых Тихонов был главным советником МВД, заслуживают отдельной книги.

Вернувшись в Минск в 1985 году, он возглавляет оперативное управление МВД. «Подразделение было очень закрытым, надлежащих помещений для размещения сотрудников не было. Звания старшего офицерского состава могли получить считаные лица. Бесперспективность роста порождала у большинства равнодушие к результатам своей работы», — многие сотрудники, рассказывает Иван Аврамович, не имели ни квартир, ни телефонов. Автопарк — сплошные развалюхи. Начальник поднимает старые связи с Москвой, там откликаются. Приходит новый транспорт, появляются деньги на строительство квартир. Тихонов поднимает работу оперативников на новый уровень.

Гаванский наркоскандал


«Вам необходимо выехать в командировку. Отказ нежелателен. Готовьтесь», — звонок из Москвы поменял все планы на ближайший год. Через пару дней Иван Аврамович проходит инструктаж, получает аванс и вылетает с супругой в Гавану. Официальная должность — советник МВД. Но, по сути, выполнять пришлось разноплановую работу: «Я участвовал в сложных операциях по изобличению организованных преступных групп, в подготовке сотрудников МВД для Никарагуа, Анголы и некоторых других стран Африки и Южной Америки». Он был «глухонемым строителем» с фирменной каской на голове, «угрюмым дезинфектором» в бригаде по уничтожению африканских комаров к прилету на Кубу Михаила Горбачева, «восторженным русским туристом» при подготовке и проведении карнавала, «почетным рыбаком», гостившим у высокопоставленного чиновника, связанного с наркотрафиком. Последнее дело оказалось самым масштабным во время его миссии. Итоги расследования этого преступления оказались ошеломительными. По приговору военного трибунала пять генералов и один полковник силовых ведомств Кубы были расстреляны, отдельные застрелились сами. Все начальники местных УВД и их замы были заменены. Министра внутренних дел Кубы тогда осудили к 20 годам лишения свободы за то, что «наркотрафик был вскрыт несвоевременно, что могло привести к государственному перевороту». Из 31 действующего генерала в системе осталось 5. Ивану Аврамовичу вручили медаль «За успехи в промышленности и обороне» и в качестве премии разрешили провести неделю в доме отдыха Кастро. Да, были и такие времена...

Вернулся домой на свою же должность и сразу почувствовал «дыхание бури, впритык к лихим 90–м годам». Проработал еще какое–то время в МВД, а после ухода на пенсию возглавил руководство охраны крупнейшего банка. Сегодня задачи другие — дети, внуки, рыбалка и мемуары. Иван Аврамович с удовольствием доверяет бумаге то, что раньше нельзя было сказать никому.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 11 (25146). Среда, 18 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter