В стране проводилось три пилотных проекта «народного IPO»: Госкомимущество анонсирует продолжение

Не вместо, а вместе

Почему Госкомимущество решилось продолжить проекты «народного IPO»


Не только стратегических и состоятельных инвесторов, но и простых граждан планируется соблазнить обогащением на фондовом рынке. По крайней мере, как отметила заместитель начальника главного управления имущественных отношений — начальник управления учета и распоряжения акциями Госкомимущества Анна Корниевич, практику «народных IPO» будут активно продолжать. 


Пока ведомство готовит проект указа, чтобы выбрасывать на биржу для продажи акции акционерных обществ, в которых доля государства менее 25%. 

Тему Анна Корниевич подняла очень интересную и болезненную одновременно. С одной стороны, уже более четверти века живем при капитализме, а количество инструментов сбережений не увеличилось по сравнению с советской эпохой. Вкладчику по-прежнему приходится выбирать между банком и банкой. Ну, еще чуть-чуть облигаций можно прикупить. Список инструментов инвестирования, считай, закончен.

А деньги «в чулках» — большая проблема для любой финансовой системы. Впрочем, как и для потребительского рынка.

Наличные деньги обладают очень примечательным свойством — беспредельной ликвидностью. Их можно превратить в любой товар, услугу, другую валюту. Да, можно вложить в недвижимость или бриллианты, но в случае изменения конъюнктуры их необходимо еще продать. Точнее — найти покупателя по схожей цене. Даже чтобы снять вклад, надо сходить в банк, немного, но подождать. А наличка — всегда под рукой, мнет бока в любимом и дорогом матрасе. Шов распорол — и готов участвовать в любом спекулятивном ажиотаже: будь это повальное увлечение машинами, бытовой техникой, денежными единицами заморских государств или даже сахаром… И первое, и второе, и третье, и даже четвертое проходили. И относительно недавно. Несомненно, стабильность зависит от многих факторов. Но сбережения «в чулках» всегда висят дамокловым мечом над экономикой. Ведь при любом реальном или чаще мнимом психологическом дискомфорте их владельцев заначки могут лавиной обрушиться в любую сторону. А резкие перепады спроса губительны для экономики независимо от времени и пространства: вносят сумятицу, душат убытками добросовестные компании и дают заработать на ажиотажах и спекуляциях дельцам. 

Фото binexpert.com

Понятное дело, регуляторам очень даже хочется, чтобы в своем финансовом поведении белорусы стали американцами, британцами или хотя бы китайцами и выстроились в очередь за акциями отечественных предприятий. Оптимизма и веры тезису, что мы такие же, прибавляет факт практически отсутствия фондового рынка, так сказать, для массового использования. Возможно, это и спасает идею народных инвестиций?! Хотя, надо отдать должное, каких-то глубоких исследований на тему потенциального спроса населения на ценные бумаги не проводилось. 

Да, в стране проводилось три пилотных проекта IPO. И результаты их не самые захватывающие. Первопроходцем выступило летом 2011 года ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов». На продажу выставило 125,5 тыс. акций, реализовало 223. В 2012 году на рынок выбросили акции ОАО «Минский завод игристых вин». Сначала его хотели сделать истинно народным — продавать не более 999 акций в одни руки. И только резидентам Беларуси. На первом этапе реализовали 68%. Причем, по осведомленному шептанию в кулуарах, основной спрос пришелся на завершающий этап распродажи, когда подключили административный ресурс и начальственно попросили-посоветовали входящие в концерн предприятия побогаче помочь «коллеге» — МЗИВ. В 2013 году провели второй этап IPO. Получился он более удачным: сняли количественные ограничения, поэтому основной выставленный на продажу пакет приобрела одна из крупных частных коммерческих структур. Правда, вроде бы с ней предварительно вели переговоры и подкорректировали условия IPO под чаяния конкретного покупателя. Такая гибкость поставила под сомнение «народность» процесса, но положительно сказалась на результативности торгов. 

Отработанную на шампанском схему попытались провернуть на маргарине и майонезе: в 2014-м первичное размещение задумало ОАО «Гомельский жировой комбинат». И хотя многие ограничения отсутствовали, реализовать удалось мизерное количество акций. На рынке поговаривали, что отвечающие за процесс чиновники ходили к владельцу упомянутой коммерческой структуры. Но на тот момент влиятельный бизнесмен отказался от приобретения пакета в гомельском предприятии. Видимо, в отличие от игристого алкоголя гомельская компания совершенно не вписывалась в его достаточно пестрый холдинг. Или не отвечала другим бизнес-интересам. 

После неудач азарт к привлечению инвесторов через биржу поостыл. Точнее, совершенно сошел на нет. Впрочем, фиаско гомельчан свидетельствует только об одном: торговать акциями надо уметь. Это даже сложнее, чем маргарином. На биржу сунулись не в самый лучший момент: предприятие прошло глубокую модернизацию, но было закредитовано и из-за высокой стоимости обслуживания долга болталось между убытками и небольшим положительным финансовым результатом. А кто будет приобретать бумаги эмитента с сомнительной прибыльностью? Объяснять, что это — временное явление, что деньги от инвесторов как раз и нужны, чтобы шустро рассчитаться с банкирами и увеличить прибыль, можно. Но бесполезно. И профессиональные, и не очень биржевые игроки верят фактам. И предпочитают приобретать успешные компании. 

Выгодно сбыть ценные бумаги, особенно первичные — искусство на грани мошенничества. Надо и удачный момент выбрать, и предприятие «подчистить» по всем статьям — начиная от фасада и заканчивая отчетностью, и пиар-кампанию провести предварительную, длительную и многогранную… Не говоря уже о рекламе в период непосредственной продажи акций. Конечно, надо двигаться в прогрессивном направлении и модернизировать для этого законодательство. И инициатива ГКИ по оживлению фондового рынка даже очень похвальна. Возможно, предполагаемый указ позволит, по крайней мере, насытить биржу товаром — акциями. 

Не стоит забывать и про другие реалии. Бумаги так называемого второго и третьего эшелона интересны только профессиональным инвесторам. Например, разным фондам, которых у нас в стране и нет-то. В России простые смертные тоже приобретают акции «Аэрофлота», «Газпрома», «Роснефти»… Несомненно, белорусам свойственен патриотизм к малым промышленным формам, но захотят ли они отдавать таким компаниям свои кровные деньги? Существуют большие, огромные сомнения, что наш народ настолько своеобразен, что ринется скупать ценные бумаги различных прядильных, валяльных, лесопильных и других небольших фабрик. 

volchkovvv@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter