ГАИ штрафует нарушителей и по данным видеорегистраторов

Не уступил — так и запишем

В Минске машины скорой помощи часто попадают в ситуации, когда некоторые автомобилисты упорно не обращают внимания на их спецсигналы. Не так давно спецтранспорт оснастили видеорегистраторами. Теперь найти нарушителей, которые попали в видеозапись,  и научить их впредь не вести себя откровенно по-хамски помогут сотрудники ГАИ, к которым видеоматериал приходит для разбирательств. Помогает ли такая техника навести порядок? В этом попыталась разобраться корреспондент «Р». 

Автомобилисты, не пропускающие спецтранспорт, говорят водители «скорой помощи», встречаются все реже.
Правда, процент тех, кого не пугает даже всевидящее око, все же остается...

Сегодня штраф для тех, кто не уступил дорогу спецтранспорту с включенными спецсигналами, составляет от двух до десяти базовых величин с лишением права управления транспортным средством сроком до одного года или без лишения. Не всех он настигает, если нарушение не происходит на глазах у инспектора ДПС или во время рейда. А что может сделать водитель «скорой помощи» или реанимобиля, когда спешит к пациенту, но его не пропускает автомобилист? Момент нарушения может зафиксировать всевидящее око видеорегистратора. 

— Видеорегистратор не всегда панацея, — встречает нас в кабинете подготовки водителей «скорой помощи» Сергей Седельник, заместитель директора по перевозкам КУП «Минсанавтотранс». — У водителей «скорых» смена длится 12 часов, а видеорегистратор записывает 8 часов работы. Поэтому даже при большом желании передать в ГАИ эпизод, в котором водитель не пропускает спецтранспорт, не всегда получается. А иногда у водителя просто нет времени, чтобы сесть и скинуть это нарушение на компьютер… 

Сергей Седельник рассказал: в «Минсанавтотрансе» сняли уже шесть видеороликов — напоминаний автолюбителям, что «скорой помощи» дорогу необходимо уступать. Специалисты надеются, это также поможет в решении проблемы. 

— Кроме того, мы распечатываем обращения, которые наши водители кладут под «дворники» автомобилистам. В них мы просим не создавать препятствий для проезда «скорой». Ведь таким образом можно спасти чью-то жизнь! — подключается к разговору Федор Тиханович, начальник отдела безопасности дорожного движения КУП «Минсанавтотранс».

Водители «скорых» считают, что за непропуск нужно наказывать еще строже — как за вождение в нетрезвом виде. А как считаете вы?

В связи с этим здесь вспоминают один забавный случай, произошедший год назад. «Скорая» не могла проехать во двор из-за оставленной кем-то машины, стоящей не по правилам и мешающей проезду. Как оказалось позднее, именно авто пациентки, которая обратилась за помощью к врачам, и тормознуло спецтехнику. 

В прошлом году на основе записей с видеорегистраторов водители «скорой помощи» подготовили в ГАИ семь писем с доказательством того, что их не пропускали. Всех виновных уже наказали. 

— Многие автолюбители уже знают, что у нас есть видеорегистраторы. Проезжая рядом, смотрят сразу на панель и после сразу пропускают, — улыбается Федор Тиханович. 

А что думают о проблеме непосредственно водители спецтранспорта? Отправляемся на улицу Азгура, где находится одна из минских станций скорой помощи. Здесь одна машина сменяет другую — выездов много. В свое авто нас берет водитель Валерий Падукин:

— Я работаю здесь уже пять лет. Заметил, что женщины мне никогда дорогу не уступают, — пока едем, грузовик  прямо перед нами пересекает двойную сплошную и мчится в обратную сторону. — Вот, посмотрите: ему можно ехать быстро, а нам — нет. Вообще заметил, многие водители, садясь за руль, не концентрируются на управлении: оказались в машине и начинают решать проблемы — звонят, делами какими-то занимаются. А по сторонам смотреть? Я на видеорегистратор не надеюсь — человек я не склочный. Просто надеюсь, что люди когда-нибудь научатся понимать: в жизни бывают моменты, когда кому-то рядом очень нужна помощь. И уступить дорогу «скорой» — это действительно помощь.    

А вот водитель реанимобиля Денис Гуринович, который сам отправлял видео с нарушениями в ГАИ, говорит, что ситуация со временем меняется: «Бывает, когда водитель на дороге замечает нас, сначала теряется. Но потом собирается и пропускает». 

Отправляюсь в ГАИ Мингорисполкома, куда приходят обращения из «скорой».  Начальник отдела агитации и пропаганды Сергей Зараник рассказывает об обстановке:

— Помимо обращений от скорой помощи, мы также занимаемся мониторингом социальных сетей, интернет-порталов, где могут находиться видео обычных граждан, зафиксировавших дорожно-транспортные нарушения. Сейчас практически в каждой машине есть видеорегистратор, у всех есть смартфоны. Мы проводим проверку по видео и, если действительно нарушение имело место, выписываем штраф. В целом сознательность граждан возрастает. Нередко нам присылают видео, где не уступают дорогу спецтранспорту с включенными спецсигналами, сами автолюбители, которые были свидетелями этому на дороге. Мы видим, что количество ДТП с участием машин скорой помощи с каждым годом снижается. Но также лично в рейдах видел водителей, которые включают музыку на всю громкость, надевают капюшон и, конечно, не обращают внимания на то, что рядом проезжает «скорая», стремящаяся быстрее попасть на вызов. Есть и такие, которые видят, но отворачиваются, будто их это не касается… Пока мы не придем к нормальному человеческому пониманию друг друга, полностью изменить ситуацию к лучшему будет сложно.

alinakasel@gmail.com

Фото Виталия ГИЛЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter