Навстречу рекордам!

Труднее всего человеку дается то, что дается не ему. Уж как я ни старалась, как ни пела, а педагогическая комиссия музыкальной школы только глаза опустила и дала моим родителям мудрый совет: “Попробуйте отвести вашего ребенка в какую-нибудь спортивную секцию”.

— Ура! А куда мы пойдем? На фигурное катание?!

Я тогда и не поняла, что меня не зачислили в класс фортепиано — как это сообразишь в семь лет? Подумала: и на пианино буду учиться играть, да еще и в спортивную секцию меня порекомендуют. Оказалось, все несколько иначе. На коньки меня тоже не взяли. Семь лет — старость, какой там старт может быть. Да и миниатюрности с гибкостью не хватило. С той самой поры я все пробовала стучаться в разные двери. Как и многие дети моего поколения. Во все бесплатные кружки! А что?!

Плавание, лыжные гонки, баян, легкая атлетика, театральная студия, макраме и фотокружок. Школьный хор! Сейчас я как подумаю: БЕСПЛАТНАЯ секция... Диво дивное. А в той стране даже и подозрений не было, что все эти уроки денег стоят. Носишься по оврагам на лыжах, даже если сломаешь парочку — ничего, школа-то при заводе, он и оплатит покупку новой пары лыж. Летом спортивный лагерь за шесть с половиной рублей, и то не всем надлежало оплачивать. По классам гуляли представители теннисных, футбольных и хоккейных школ — отбирали способных.

Так я за несколько лет попробовала себя во всех самых популярных видах спорта. Год в олимпийской школе тенниса, два — в легкоатлетическом манеже. Даже конькобежный спорт был в моей жизни. Но полюбила лыжи. Зима, красота. До сих пор обожаю кататься с гор. Правы были педагоги той музыкальной школы, хоть я и выбрала потом творческий вуз, а любовь к спорту хорошо компенсирует “витание в облаках”.

Сегодня любой внеклассный урок имеет свой тариф. Всяких мастер-классов развелось — пруд пруди. Прямо у школьной калитки стоят распространители флайеров — киношкола, современные танцы, эстрадный коллектив и карате. Конечно, хочется попробовать, там же так красиво подано — будущие звезды Голливуда! На деле половина кружков оказываются бизнес-проектами. Особенно те, что называются “школами раннего развития”. Вручают малявкам в руки шнуровку, и они, значит, пытаются попасть в дырку. Десять минут шнуруют, еще десять хлопают себя по коленкам и щечкам, потом водят хоровод и слушают сказку. Оплатите в кассу! На следующем занятии — играем с макаронами и мукой. Мамам кажется, что они приобщают дитя к чему-то важному. При этом я была свидетелем, как малышку тащили в “развивашку”, а она в этот момент увидела бабочку и, конечно, хотела рассмотреть-схватить-поиграть. Но мама строго сказала: “Мы опаздываем!” И потащила девочку развиваться, не успев даже осознать, что развивалась она как раз рядом с бабочкой, и совершенно бесплатно.

Я не знаю ни одной семьи, где бы ребенок не посещал какие-то занятия. Шахматы, английский, компьютерный кружок. Подиум-школа, плавание, рисование. И это, кстати, не разные дети! Это одна и та же девочка. Абсолютно серьезно вам говорю. Даже я со своим бурным детством не дотягиваю до уровня занятости нынешних младшеклашек. Но учредители образовательных организаций будто бы лоббируют свои интересы, показывая нам, как лихо в три года можно читать стихи, в пять — рисовать полотна и играть на скрипке. Ну да, что-то внутри щелкает: не упускаю ли я момент? “Даша! Собирайся...” — кричу дочери. В то же время сторонники всяких экологических систем доносят, что детям не нужно раннее развитие, хоть до восьми лет можно не знать, как пишутся буквы. Хоть до девяти! Вот попробуйте записаться в наш “Монтессори-класс”, мы там все объясним. То есть на любую веру есть своя организация.

— Ну как же понять, к чему у ребенка склонность? — спрашиваю у детского психолога. — Сейчас столько всякой всячины.

— А когда у него глаза горят во время занятий, вот и склонность. Как два огонька глаза должны сверкать.

— Даша? — присматриваюсь к дочери.

— Я хочу спать...

— Нет такой профессии!

И в этот момент я сама понимаю, что так искренне и отчаянно хочу пробить своему ребенку дорогу в счастливое будущее, где она состоится как профессионал, что у нее уже не остается вариантов, только спрятаться за моими широкими плечами и поплестись в очередной кружок.

И тогда я оставляю дочь в покое, сама записываюсь на курсы английского. А что это я, и вправду, о себе не думаю.

У меня ж еще вся жизнь впереди, нужно развиваться!

И это, коллеги-родители, одно из самых моих мудрых решений за последние годы. Я вам тоже искренне рекомендую, всякий раз, когда накатывает желание сделать из ребенка чемпиона, попробуйте собственные силы в покорении какой-нибудь вершины. Да! А дети, они умеют заразиться родительскими стремлениями. Так, смотришь, и сами себя куда-нибудь направят.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter