Какие главные перемены сулит нам Год науки?

Наука действовать

Две недели назад человечество проводило в историю очередной високосный год своей жизни на планете. Облегченно вздохнуло и… сразу же приготовилось к новым грядущим потрясениям. Ведь уже с 2018 года, по прогнозам многих экспертов, наш мир накроет новая технологическая волна. И она существенно изменит всю экономику, а значит, и привычный образ жизни миллионов людей. Ядром нового уклада станут нанобиотехнологии, молекулярная электроника, структурированные нанопокрытия, трехплановая модель человека. А связывать все эти дела единой сетью будут всепроникающие информационные технологии.

Фото bmtv.kz

Обо всем этом много говорилось и раньше. Но то были слова и розовые мечты. А сейчас стремительно наступает время конкретных дел. И нынешний год, как ожидается, будет переломным в этом отношении. Ведущие транснациональные корпорации, вложившие в новые разработки миллиарды долларов, сейчас находятся, образно говоря, на низком старте, то есть в глубочайших секретах дорабатывают готовые к завоеванию мира новые продукты, планируют их серийное производство и последующее победное шествие по планете и кошелькам граждан. Что это будет, думаю, не стоит даже гадать. Поживем — увидим.

В данном контексте нынешний год, объявленный в нашей стране Годом науки, является отнюдь не формальностью, а остро осознанной необходимостью. Стране крайне нужны новые стратегические точки высокодоходного приложения и привлечения капиталов. Приблизительно так, как это делает наш Парк высоких технологий, но уже в других сферах. 

Что может предложить в этом плане белорусская наука? Сможет ли она быстро стать драйвером, то есть лидером нашей новой экономики? На мой сугубо субъективный взгляд, пока нет. Причин тут много, и они объективны и очевидны: очень мало в нашей науке вращается серьезных по мировым понятиям денег, много умов и идей утекает в более богатые страны. Да и конкуренты, что называется, не спят. Например, в США за последние годы создали в инновационной сфере максимально благоприятную среду и довели свою долю в мировом высокотехнологичном производстве до 45%. Не отстают и страны Евросоюза, отвоевавшие 30% этого рынка. Остальную долю высокотехнологичного пирога делят между собой Россия, Китай, Япония, Израиль. Причем деньги здесь ходят по кругу, то есть в основном достаются «своим людям». 

На таком фоне мечтать о том, что белорусская наука быстро потянет за собой всю экономику, просто грешно. Нам бы удержать то, что есть. А еще укрепить наметившуюся хорошую тенденцию роста инвестиций в прикладные научные исследования. И, конечно, попытаться что-нибудь урвать (намеренно употребляю именно это слово!) от богатого международного инновационного пирога. Превратить в капитал тот интеллектуальный потенциал, который накоплен. 

И в этом смысле в Год науки нам придется многому научиться. А еще спроецировать на наши условия современный международный опыт. И заодно попробовать снять ненужные законодательные барьеры и обезопасить риски в этой непредсказуемой сфере. Например, в тех же США научным организациям-разработчикам давно рекомендована бесплатная  передача своей полной патентной документации малым предприятиям. «А если бизнес не получится? Кто отвечать будет?!» — сразу же одновременно спросят наши и ученый, и директор. А никто не будет. Это бизнес, тут риски неизбежны — таков основополагающий подход. Поэтому и в тюрьму никто не сядет, партнеры просто пожмут друг другу руки и разойдутся. Зато когда «все получится», шампанское разопьют совместно. Поэтому и рисков, ошибок не боятся. Тем более что в науке, как известно, даже отрицательный результат имеет положительное значение. 

И это только один пример очень интересного и проверенного жизнью международного опыта в инновационной сфере. А их ведь много. Что мешает нам в Год науки отработать законодательство в таком вот ключе? Сделать его понятным и привлекательным и для ученых, и для инвесторов?

Этими риторическими вопросами закончу сегодня свои заметки. Нам, журналистам, нынче придется еще не раз возвращаться к научной теме. Будем надеяться, что наше слово здесь будет уместно и полезно. На бурный научный поток за год рассчитывать не будем, но вот полноводную научно-технологическую реку в нашей стране очень хотелось бы видеть. 

stasev@tut.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter