Марина Васько: общественно-политическая ситуация потребовала реформирования системы патриотического воспитания

Нацию создает патриотизм

В Год народного единства в нашей стране много говорят о патриотизме, идеологии, воспитании — причем уже не только детей, но и взрослых. С чего начинается патриотизм, как обеспечить информационную безопасность и чем для нас может быть полезен зарубежный опыт? Об этом рассуждает член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Марина Васько.

С чего начинается любовь к Родине

Вопросы патриотического воспитания на повестке дня стоят как никогда остро. Сейчас гражданственность и единение обретают особый, значимый смысл для белорусского народа, для всех нас.

Между тем патриотическое воспитание всегда было одним из важных направлений работы с учащимися и студентами. Для молодежи проводились интересные мероприятия и на республиканском, и на региональном уровнях. В Беларуси в последние годы обновлено и построено много мемориалов, реализованы знаковые патриотические проекты, увидели свет уникальные книжные издания.
Вероятно, мы полагали, что делали все для сохранения исторической памяти, для патриотического воспитания молодежи. Однако общественно-политическая ситуация потребовала не просто пересмотра подходов, а реформирования системы патриотического воспитания. 
Существующие формы работы должны приобрести более системный характер. Возможно, следует сделать обязательным элементом школьной программы посещение мемориалов и мест боевой славы, которые позволяют глубже изучить героическое прошлое своей страны.

Чтобы заинтересовать молодое поколение, нужно шире использовать интерактивные формы, проводить молодежные форумы, на которых будут обсуждаться вопросы патриотической направленности. 

Важно воспитывать у молодежи и любовь к малой родине. Патриотизм начинается со знаний о происхождении названия своей улицы, истории города, своей семьи. Самое важное — сохранить память поколений и придерживаться реальных фактов. Нельзя переписывать историю.

У нас есть очень интересный региональный опыт. Например, в 2018 году на территории Брестской крепости открыт областной молодежный патриотический центр. Организовался он силами ­БРСМ и местной власти. Министерство обороны предложило создать на его базе уже Республиканский центр патриотического воспитания молодежи. Такие центры можно формировать и на территории республики. Они бы стали оплотом патриотического воспитания молодежи.

Постепенная «перезагрузка» системы патриотического воспитания молодежи уже началась. Активизировалась работа диалоговых площадок, проведение патриотических акций. В этой работе принимают участие руководители всех уровней власти, депутаты, представители общественных организаций. Важно слушать и слышать молодежь. Многие идеи могут подсказывать и сами ребята. 

В семье и на работе

Нельзя забывать о патриотическом воспитании и взрослого населения нашей страны. Здесь необходимо выстраивать целостную и эффективную систему идеологической работы на предприятиях и в организациях. Руководитель должен быть не только грамотным управленцем, но и человеком с твердой жизненной и гражданской позицией патриота. От этого напрямую зависит и гражданская позиция всего коллектива.

Нужно перестроить идеологическую работу на предприятиях, в частности, заместителей директора по идеологической работе. Это должно быть не просто проведение разовых мероприятий к государственным праздникам, а формирование целостной системы с использованием и коллективных, и индивидуальных форм работы с людьми.

Работать с родительской общественностью проще всего учреждениям образования. Следует обновить тематику встреч в «родительских университетах», наполнить ее патриотическим содержанием, содействовать повышению правовой культуры родителей. Не секрет (события прошлого года это показали), что многие не знали об ответственности за участие детей в несанкционированных акциях, не только сами участвовали в них, но и детям не препятствовали. Важно привлекать родителей к проведению патриотических акций, которые проводятся в учреждениях образования.
По большому счету пришла пора пересмотреть формы работы с семьей вообще. Ведь ценности закладываются именно там — и единение страны начинается с единения в семье. 
К развитию духовности и нравственности можно подключать православную церковь. Сотрудничество между Министерством образования и БПЦ налажено. Неоценима и роль СМИ, которые могут больше знакомить аудиторию с семьями с активной гражданской позицией, рассказывать о династиях, «рекламировать» лучший семейный опыт по патриотическому воспитанию детей.

Акция «Память сердца» в Гродно.

Инвестиция в безопасность

По статистике, около 90 процентов молодежи берет информацию из интернета. Поэтому неудивительно, что определенная часть молодых людей, да и в целом белорусского общества, подвергшись информационному воздействию деструктивных интернет-ресурсов, приняла участие в протестных акциях. Проблему обеспечения информационной безопасности общества понимают на самом высоком уровне. На VI Всебелорусском народном собрании Президент поручил переработать Концепцию национальной безопасности с акцентом на информационную безопасность. На мой взгляд, нужна и программа по обеспечению информационной безопасности страны. Это значительно поможет и в успешной реализации программы социально-экономического развития.
На уровне государства должен быть создан «информационный щит», который бы противостоял киберугрозам. Да, это очень дорого. Но, согласитесь, свобода и независимость стоят дороже. Киберугрозы сейчас представляют первостепенную опасность для нашего общества, и нашу страну просто так в покое не оставят, это однозначно.
Здесь даже не придется изобретать велосипед — можно адаптировать зарубежный опыт по обеспечению информационной безопасности. Яркий пример — проект «Золотой щит» в Китае. По сути, это система фильтрации содержимого интернета. В «великом китайском файрволе», как его называют, нет места ни Тwitter, ни Facebook, ни YouTube, ни европейским новостным сайтам, ни другим «опасным» с точки зрения запрещенной информации ресурсам. Конечно, шли к этому долго: разрабатывать проект начали в 1998 году, а в эксплуатацию по всей стране ввели в 2003-м, и сегодня он совершенствуется.

Эффект обособленного развития китайского интернета? Абсолютное большинство пользователей уже не нуждается в запрещенной информации, западные ресурсы перестали интересовать людей, потому что в стране была создана своя полноценная информационная экосистема. Там и коммуникационно-развлекательный интернет-ресурс, и социальная сеть, и поисковик.

Параллельно с созданием такого «информационного щита» мы можем разрабатывать собственный патриотический контент, обучать блогеров, воспитывать новых лидеров мнений. Это не быстрый и очень затратный путь, но, во-первых, успехи в развитии той же КНР очевидны, а во-вторых, нам дороже этого не сделать.

На повестке дня — совершенствование законодательства

Сейчас ведется работа по совершенствованию законодательства по вопросам патриотического воспитания молодежи, в том числе в рамках корректировки Кодекса об образовании. К сведению, специального законодательного акта о патриотическом воспитании граждан в белорусском законодательстве нет. Вместе с тем имеются отдельные законы (упомянутый Кодекс об образовании, а также Закон «О государственных символах Республики Беларусь»), направленные на решение важных вопросов идеологической работы и патриотического воспитания. 

На уровне Правительства и профильного министерства разработаны актуальные пятилетние программные документы: государственная программа «Образование и молодежная политика», программа непрерывного воспитания детей и молодежи, которые являются частью законодательства по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. На VI Всебелорусском народном собрании одобрено предложение о разработке государственной программы патриотического воспитания населения.

Марина Васько, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter