Над кем смеялись жители небес?

Шестидесятые годы XVI века... Одно из серьезнейших распутий в белорусской истории...

Шестидесятые годы XVI века... Одно из серьезнейших распутий в белорусской истории. Обстоятельства толкали Великое княжество Литовское в объятия Польши, несомненно, более развитой и экономически мощной, но... не сулившей нашим предкам возможности самоопределения.


В то время в нашей части Европы еще не появились газеты и разгоревшиеся политические страсти и дебаты выплескивались исключительно очно — на сеймиках и вальных сеймах, в судах и канцеляриях. Как водится в таких случаях, стороны разделились по мировоззренческим позициям. Одни ратовали за полное присоединение к соседке, воодушевленные расширяющимися возможностями для карьеры и профессиональной деятельности. Другие стояли на том, что свое счастье чужими руками не построить и в объединенном государстве подданным великого князя уготованы роли второго плана.


За несколько лет до развязки — Люблинской унии — одной из сторон удался неслыханный по дерзости шаг: им удалось использовать государственный чеканный станок для пропаганды собственных идей! Вот только подписаться под изречением, помещенным на одной из популярнейших монет того времени — трояке, — авторы фразеологизма забыли. С тех пор историки не устают спорить, над кем же именно постановил смеяться небесным жителям так называемый «сатирический трояк» — одна из самых необычных и загадочных монет нашей истории (на фото).


Важно отметить, что в целом надписи на монетах в то время были строго регламентированы. Никто и не смел размещать там что–либо, кроме имени и титула монарха, обозначения номинальной стоимости и названия страны. И тут в 1565 году на трояке Великого княжества почти целую сторону занимает строчка из Святого писания — QVI HABITAT IN COELIS IRRIDEBIT EOS («Жители небес посмеются над вами»). Монета чеканилась целый год и захватила еще часть следующего.


По самой правдоподобной версии, трояк был выпущен по воле сторонников присоединения и даже с санкции короля. Сама цитата замещала не имя и титул монарха, которые согласно образцам предыдущих лет должны были находиться именно на этой стороне, а... название государства. Некоторые исследователи также приводят сведения, что Николай Радзивилл Черный, главный сторонник независимости ВКЛ, в своей корреспонденции с королем Жигимонтом Августом цитировал один из псалмов Давида. Им он пытался проиллюстрировать связь между последними военными неудачами государства и карой, ожидающей грешников согласно Святому писанию. Грех же, по мнению Радзивилла, состоял в отречении Жигимонта от независимости княжества. А изречение, помещенное на монете, является выдержкой из второго псалма Давида, общий смысл которого состоит в утверждении о божественной природе земной власти и тщетности усилий бунтарей против «помазанников божьих». Таков мог быть элегантный ответ короля политическому оппоненту.


Впрочем, не исключена и обратная вероятность того, что лозунг был использован как раз сторонниками независимости. Правда, версии, основанные на этом предположении, уже не столь стройны. Николай Радзивилл Черный умер в том же году, что вызвало нескрываемое облегчение польских политиков, видевших в личности магната основное препятствие инкорпорации ВКЛ. Для сторонников независимости становилось все более важным выразить свой протест на как можно более высоком уровне. Кроме того, в это время Жигимонтом Августом готовилась унификация денежных систем двух стран, и со стороны поляков на сеймах то и дело раздавались упреки, что дизайн трояков не соответствует польскому постановлению об их внешнем виде, датированному еще 1529 годом. А ведь номинал трояка был как раз польским. В итоге дизайн монеты именно в сатирическом трояке принял форму, такую желанную для поляков, но вот содержание было исполнено сарказма.


Мы до сих пор не знаем, над кем же смеялись жители небес в 1565 году, но знаем из истории, что объединение, хоть и не полное, состоялось спустя четыре года в Люблине.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter