Татьяна Голикова - о проекте бюджета Союзного государства на 2017 год

На какой рубль равняться

Во вторник на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" побывала председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Во время беседы она ответила и на вопросы "СОЮЗа".

Татьяна Голикова: Самой большой проблемой исполнения союзного бюджета всегда было позднее финансирование программ
Фото: ОЛЕСЯ КУРПЯЕВА

- Татьяна Алексеевна, в начале года Счетная палата рассмотрела проект бюджета Союзного государства на 2017 год. Прежде вы давали заключение лишь на исполнение уже утвержденного бюджета. Почему поменялась процедура?

- Да, действительно, Коллегия Счетной палаты впервые рассмотрела Заключение на проект бюджета Союзного государства на 2017 год, которое было подготовлено высшими органами финансового контроля России и Беларуси, и поддержала его. Ранее мы рассматривали оперативные отчеты о ходе исполнения бюджета Союзного государства за определенный период. Было отмечено, что союзный бюджет на 2017 год был сформирован в новых условиях с учетом вновь принятых нормативных правовых актов, в том числе Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства.

- Есть ли какие-то особенности в работе с союзным бюджетом, учитывая, что у нас все-таки разные валюты, разные финансовые законодательства?

- Что касается особенностей работы с союзным бюджетом, с одной стороны, здесь все просто, с другой - не так уж просто. Считаю, что долгое время исполнительные органы Союзного государства страдали тем, что не было надлежащего контакта финансовых органов Союзного государства с финансовыми органами России и Беларуси. Потому что для коллег и с российской стороны, и с белорусской стороны реализуемые программы за счет бюджета Союзного государства - это вторично. Первично свое. Ему уделяется большее внимание. В первую очередь, с точки зрения процедурных вопросов, не с точки зрения внимания к проблеме, а именно процедурных вопросов.

К сожалению, самой большой проблемой исполнения союзного бюджета всегда было позднее финансирование тех программ, которые являются его основой. И, конечно, когда в конце года начинается финансирование, уже понятно, что ничего не произойдет, наоборот, надо собирать остатки.

На протяжении достаточно большого количества лет эти остатки копились и являлись источником доходной части бюджета Союзного государства. Отсюда и показатели, которые записывались в программы, обеспечиваемые за счет союзного бюджета, к сожалению, не исполнялись. С приходом моей бывшей коллеги по Минфину РФ Ирины Львовны Павловской в финансовое подразделение союзных структур ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ирина Львовна - человек высокопрофессиональный, жесткий, она знает, как и с кого спросить. Я считаю, что за последние два года как с точки зрения нормативной базы, так и с точки зрения исполняемости программ ситуация стала меняться существенно в лучшую сторону. Конечно, были и есть определенные накопленные проблемы, с которыми надо работать, и коллеги с ними работают. Есть проекты, которые оказались не реализованы, профинансированы, но не реализованы до конца, и с ними тоже надо разбираться.

- Позвольте житейский вопрос. Когда ваше ведомство работает с бюджетом Союзного государства, к какой валюте привязываетесь - к российскому рублю, белорусскому или это доллар? На что сегодня, по вашему мнению, необходимо обратить внимание?

- Если говорить о рубле и белорусской валюте, то мы, конечно, проверяем рублевую часть, коллеги из Беларуси проверяют свою часть. Были проблемы по курсовой разнице, но с урегулированием нормативной базы эти проблемы уходят на второй план.

Сегодня я обратила бы пристальное внимание, и мы много об этом говорили, на урегулирование проблемы имущества, которое создано за счет средств союзного бюджета. К сожалению, это тема долгоиграющая, никак не находящая своего нормативного урегулирования. За ней же тянутся очень многие вопросы, которые в том числе связаны с налогообложением, с совместной собственностью и так далее. Надеюсь, что все эти вопросы будут разрешены.

Кстати

Расходная часть проекта бюджета 2017 года сформирована на основе принципов эффективности использования средств. Наибольшую долю составляют расходы на союзные программы. Планируется финансирование 6 программ в размере 2,1 млрд российских рублей. Также запланированы расходы на 26 мероприятий в сумме 1,2 млрд российских рублей. Появилось и новое направление - оказание медпомощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Юлия Васильева

julia@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter