Фото news.vse.ru
Столь дружественной риторики во взаимоотношениях двух стран не звучало уже давно. Российско-молдавские отношения начали ухудшаться с 2004 года, когда тогдашний президент Владимир Воронин отказался от подписания договоренностей по урегулированию проблемы в соответствии с «планом Козака», предполагавшим федеративную модель объединения Молдовы и Приднестровья. Окончательно отношения двух стран охладились после того, как в 2009-м к власти в Молдове пришла проевропейская коалиция, взявшая курс на интеграцию в Евросоюз. С 2014 года Молдова и Украина ужесточили экономическую блокаду Приднестровья, а официальный Кишинев начал чинить препятствия российскому миротворческому контингенту, размещенному в Приднестровье.
Останется ли все это в прошлом с приходом нового молдавского лидера? Игорь Додон пришел к власти на волне разочарования в политике проевропейской коалиции. Ассоциация с ЕС не смогла компенсировать молдавским производителям потерю российского рынка, решить проблему бедности и коррупции в стране. А в отношениях с Приднестровьем проевропейская коалиция своими действиями и риторикой добилась лишь роста напряженности. Поэтому неудивительно, что маятник молдавской политики в конце концов сначала замедлил ход, а потом решительно качнулся в восточном направлении.
Пока Игорь Додон демонстрирует решительность в своем стремлении развернуть геополитический вектор Молдовы. Он уже сделал ряд символических и весьма красноречивых шагов в этом направлении: снял со своей резиденции флаг ЕС, перевел официальный сайт президента с румынского языка на молдавский, а также лишил молдавского гражданства бывшего главу Румынии Траяна Бэсеску. Этот человек выступал в роли своеобразного символа — пытался воспламенить окружающих своей приверженностью идее объединения Молдовы и Румынии в одно государство. Впрочем, чтобы перейти от символических шагов к реальным, Додону мало быть просто президентом. Необходимо, чтобы его Социалистическая партия победила на предстоящих парламентских выборах. Молдова — республика парламентская, поэтому без поддержки законодательного органа глава государства сильно ограничен в своих действиях.
Внешнеполитическим инициативам Додона благоприятствует и международная конъюнктура. ЕС переживает глубокий внутренний кризис; на фоне Brexit европейская «восточная политика» зашла в тупик. Украина и Молдова для ЕС сегодня — скорее проблемные активы, с которыми в Брюсселе просто не знают, что делать. Поэтому в ближайшее время Евросоюз вряд ли будет предпринимать активные усилия, чтобы удержать Молдову на своей орбите. Кроме того, в свете новых внешнеполитических подходов, демонстрируемых Дональдом Трампом, Молдова может стать своего рода полигоном «большой сделки» между Москвой и Вашингтоном, о которой много говорят в последнее время.
В чем заключен смысл этой сделки? Думается, речь может идти не о вульгарном разделе сфер влияния, как думают многие, а о выстраивании пояса безопасности из нейтральных государств между Россией и Западом. Молдова может выступить в качестве модели такого нейтрального государства. Молдавское общество расколото практически поровну, поэтому в своей политике Додон так или иначе будет вынужден учитывать настроения прозападного электората. А это значит, что нейтралитет является наиболее приемлемым компромиссом для разных частей молдавского общества. На условиях нейтралитета возможна и реинтеграция Приднестровья.
shimoff@rambler.ru