Минтранс намерен упорядочить работу маршруток

Минтранс устал от маршруток

Автовокзалы пора ликвидировать. За ненадобностью. Маршрутка из Минска в Молодечно, например, отправляется со стоянки на улице Дружной в Минске. Стартует каждые 20 минут. Также легко отбыть в Дзержинск. Микроавтобусы ожидают пассажиров на обочине улицы Бобруйской. Бусик на Солигорск видела на стоянке по улице Кирова. Добраться быстро и относительно дешево можно даже в самую отдаленную точку страны. Скажем, в Столин с ветерком частные перевозчики докатят за 4 часа. Только расписание этих рейсов вам не сообщат в справочной службе автовокзала, нет их на стендах и билбордах. Как прокламации, бумажки с телефонами водителей и диспетчеров передаются из рук в руки. А еще через интернет. Когда мне надо ехать в командировку, все чаще загружаю интернет–поисковик, а не официальный сайт «Минсктранса». Зачем тогда вокзал, справка, кассы? Не потому ли в Минске закрылся автовокзал «Восточный»? Да и исчезновение «Московского» никто, собственно, не заметил.

И если вы думаете, что это некая особенность большого города, то ошибаетесь. В командировку в Хойники мы с фотокором отправились на рейсовом автобусе, который доставил нас за 7 часов, к вечеру. Поскольку работать в городе предстояло практически весь следующий день, то третьи сутки точно ушли бы на дорогу обратно. Другого официально оформленного транспорта из этой точки Гомельской области просто нет. Лет десять назад, наверное, пришлось бы смириться. Но в наше время стремительных скоростей два дня на переезды — уже непозволительная роскошь. Местные попутчики подсказали выход: за полтора часа до Гомеля подкинет маршрутка, а там уж на Минск бегают целые железнодорожные составы. Одна проблема: у источника информации не оказалось расписания движения автобуса. Глупо было искать его на автостанции, но проверили на всякий случай: официальных маршрутов на Гомель из Хойников в нужное нам время нет. Пошли гулять по городу наудачу. Удача улыбнулась сразу. На пустынной в восьмом часу вечера площади Ленина стоял одинокий автобусик с табличкой: «Хойники — Гомель». И если следовать поговорке, что жизнь — это движение, то в городе жизнь кипит. Предприниматель осуществляет по пять рейсов в субботу с 6 утра до 8 вечера и по четыре в остальные дни. Без выходных.

«Почему не сотрудничаете с автостанцией?» — пытаюсь докопаться до истины. «За услуги берут 10%, а потом месяцами не рассчитываются за проданные билеты», — рассказал о печальном опыте сотрудничества водитель. И словоохотливый перевозчик стал жаловаться, что с рекламой услуг действительно возникают проблемы. Ну и, в конце концов, нам не просто выписали билет, а оформили заказ–наряд на фрахтование транспортного средства для автомобильной перевозки. Не удивляйтесь, все законно, у бухгалтерии никаких вопросов. Более того, в Правилах автомобильных перевозок 2008 года такая услуга предусмотрена, правда, подходит она только для такси, а не для перевозчика, работающего по расписанию. Доказать разницу непросто. Лазейка предопределила расцвет бизнеса.

Однако все это очень не нравится государственным органам управления транспортом и коммуникациями. И скоро, как сообщил Минтранс, такой идиллии пассажиров и перевозчиков наступит конец. В середине июня в первом чтении депутаты Палаты представителей приняли изменения и дополнения в закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках. Признаки регулярных и нерегулярных перевозок будут уточнены. Но вернутся ли микроавтобусы на вокзалы — большой вопрос. Для увеличения стоимости проезда сегодня время не очень подходящее. А ведь если предлагаемые меры будут жесткими, вплоть до лишения лицензии за регулярные перевозки под видом такси, результатом станет именно рост цен и ограничение мобильности граждан. Но люди чаще всего не просто так катаются из города в город: некоторые ездят на работу. В кои веки билет на маршрутку стал сопоставим по цене с железнодорожным?! Этому, на мой взгляд, надо только радоваться. Причем как путешественник командированный подтверждаю: билет в междугородной маршрутке дают всегда, следовательно, налоги уплачиваются. И по закону, кстати, оформление остановочных пунктов обязаны обеспечивать заказчики перевозок — местные исполкомы. А то, что частные перевозчики оказываются вне их заказа и не хотят содержать штат обслуживающего персонала вокзала или автостанции, так эту проблему надо бы обсудить с бизнесом за круглым столом. Возможно, администрациям вокзалов и автостанций надо сократить затраты, перейти на компьютерные технологии, с продажей билетов вполне справятся автоматы, а единое расписание можно составить и разместить в виртуальной сети. Главное, как учит народная мудрость, вместе с мутной водой не выплеснуть бы ребенка.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 159 (25041). Пятница, 19 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter