В Минске завершились съемки фильма "Хрусталь" белорусско-американского режиссера Дарьи Жук

Минчанка с Уолл-стрит

Все замерли в ожидании — когда же возродится белорусский кинематограф, какие чудные открытия готовит нам новая волна молодых режиссеров из Минска и окрестностей? На европейских кинофестивалях каждый год звучат новые имена художников из самых экзотических стран, которые собирают урожай призов. Логично предположить, что затаившиеся белорусские кинематографисты тоже что–то снимают все эти годы, формулируют оригинальный месседж и вот–вот выстрелят на смотрах класса «А» с картинами, в которых будут и свой узнаваемый почерк, и стиль, и близкая всему человечеству тема.

Режиссер Дарья Жук только что завершила в Минске съемки фильма «Хрусталь». Мы с вами не можем точно знать, с этой картины или с какой–нибудь другой случится прорыв наших режиссеров на мировую арену. Но очень хочется, чтобы у Даши все получилось. Ее путь к первой полнометражной ленте настолько крутой и причудливый, что просто должен, обязан обернуться чем–нибудь важным и значительным. Дочка известных минских журналистов Виктора Жука и Елены Молочко, она в 16 лет уехала в США на год поучиться. Но как отличница учебы решила дерзнуть — поступить в Гарвард. В невероятных объемах занятия наукой дали удивительный результат: девочку без денег и связей приняли в престижный университет и через 4 года выпустили на Уолл–стрит классным финансистом. По специальности Даша работала шесть лет, в том числе на корпорацию HBO, где снимают самые известные сериалы от «Секса в большом городе» до «Большая маленькая ложь».

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО. 

Как, почему успешная деловая американка ушла с Уолл–стрит? Что заставило Дарью Жук приехать в Минск и снимать здесь кино? Мне хотелось как можно скорее встретиться с этой храброй леди, чтобы заглянуть ей в глаза.

— Даша, Минск — город маленький. Еще год назад я слышала в кулуарах «Беларусьфильма» разговоры о том, что молодые режиссеры присылают, конечно, сценарии, но большинство из них — слабые, сырые. За все время похвалили только твой «Хрусталь», сказали: «В нем что–то есть». Мне стало страшно интересно — что там? О чем фильм?

— Очень давно я мечтала снять кино о своем поколении — о молодых людях 90–х. Все, что видела до этого на экране — допустим, «Брат», «Брат–2», — ничем не отзывалось во мне, не обо мне это все, чужое. Мне казалось, что у нас была совсем другая чудесная молодость, она тоже была полна каких–то иллюзий и потерь, но это было очень интересное время.

— Мы недавно формулировали с друзьями эту проблему: о нас — «первых свободных людях новой страны» — ничего нет ни в литературе, ни на экране, выпавшее из мемуаров поколение...

Фото  Игоря  ЧИЩЕНИ.

— Абсолютно. Наши кинематографисты снимали в то время, в 90–е, в основном рекламу или социальные заказы — зарабатывали деньги. Картин, созвучных зрителям, практически не появилось. Мне захотелось этот пробел как–то восполнить, снять такой фильм, который я бы сама пошла и посмотрела в кинотеатре.

— По сюжету у тебя есть главная героиня, бунтарь по натуре. Она хочет уехать в Америку и в ожидании визы застревает в маленьком белорусском городе, в котором никого не знает. И как ей там, в городе N? Несладко придется?

— Я бы не хотела никаких выводов делать, кино — это не басня. Хотя иногда у меня как у режиссера, если честно, руки чесались, хотелось поделить все на черное и белое. Скажем так, моя целеустремленная героиня своей цели не достигает, не может получить то, что хочет: система у нас все–таки сильнее индивидуума.

— Разве не везде так? Сколько сейчас фильмов Голливуд поставляет про Уолл–стрит, мое самое сильное впечатление — «Майкл Клейтон», когда, разбившись о систему, сотрудник офиса только и может, что сойти с ума и выйти голым на парковку.

— О, я бы тоже хотела снять какой–нибудь фильм о безысходности на Уолл–стрит, проработав там несколько лет, знаю, насколько жестокая эта сфера. Там люди зарабатывают огромные деньги, только бизнес, и никакие человеческие ценности не работают. Безусловно, и в Америке индивидуум не может сломать систему, но мне кажется, что возможностей там все–таки больше. Тот факт, что я поступила в Гарвард без связей и денег, был для меня ярчайшим доказательством — все возможно. Да, это часть удачи и каторжного труда, но если ты работаешь и небесталанный — сможешь найти себя.

— Не верю. Смотрела «Звездную карту» Кроненберга и хохотала: здравствуйте, я Кейси Аффлек, младший брат Бена Аффлека, сын Аффлека–старшего. Связи имеют колоссальное значение в том же Голливуде.

— Есть такое. Никогда не забуду, как при мне агент HBO встречался с режиссером Линой Данем, снявшей потом удачный сериал «Девочки». И он сказал ей в шутку: «Мы с тобой встречаемся не потому, что твой дядя был главой большого агентства, а просто ты человек хороший». То есть Лина тоже не была режиссером с улицы. Но кино — это очень сложный путь, и если не верить в свою удачу — ничего не получится.

Фото  Игоря  ЧИЩЕНИ.

— Мне даже помыслить страшно в сторону кино. По–моему, в Америке идеей покорить Голливуд пронизаны все и каждый, это вирусное заболевание, и довольно заразное. Вспоминаю, мы работали вместе с твоей мамой, когда ты 10 лет назад заявила, что будешь переучиваться с экономиста на кинематографиста. Тогда она была в отчаянии. Как теперь? Привыкла?

— Нет, до сих пор в шоке и оплакивает мой выбор. Просто когда ты находишься в Минске, то даже не разрешаешь себе думать, что кино — это именно та сфера, которая может принести успех. А когда приезжаешь на фестиваль в Канны, видишь, как много фильмов снимается и продается — это вдохновляет. Ты видишь, что деньги есть, их просто надо найти.

— Поднять с пола. Сколько ты искала на «Хрусталь» деньги?

— Года четыре. Были моменты абсолютного отчаяния, я думала, что никогда не запущусь с фильмом и эту глыбу никогда не сдвинуть с места. Годами ты просто сидишь и ждешь ответа от одного инвестора, другого, и тебе очень часто говорят «нет». Я стала мегаскучным человеком в этот период, с друзьями и знакомыми говорила только об одном: «Я все еще жду денег на свой фильм». В бассейн ты приходишь и ставишь цель перед собой: «Сейчас проплыву 10 кругов». И плывешь. В кино так сделать не можешь, сказать себе: «Вот сейчас возьму и сниму фильм» — вся эта история с ожиданием запуска съемок затягивается на годы.

— Завидую твоему туннельному видению, я так не умею, уже тысячу раз забросила бы все это.

— Меня спасали короткометражные фильмы. Как–то в Тель–Авиве с подругой мы сняли историю о двух девчонках. Картина хорошо сыграла, ее показали на фестивале класса «А», меня пригласили на обед с главой студии «Парамаунт», после этой встречи, ничего, конечно, не изменилось, но люди стали по–другому на меня смотреть, уже стало немного легче вести переговоры. А сейчас, когда 90–е стали в моде, конечно, инвесторы сразу заинтересовались моим проектом, и мне удалось найти партнеров. Фильм «Хрусталь» — это копродукция пяти кинокомпаний из Беларуси, Америки и Германии.

— Сейчас, как я знаю, приступаешь к монтажу. Что будет дальше?

— Будем пробиваться на фестивали. Мне нужна громкая премьера, а поскольку у нас есть немецкие партнеры, то надеюсь, что получится представить фильм на «Берлинале». Если успею — и в Венецию отправлю. Было бы неплохо и на «Сандэнс» (американский кинофестиваль независимого кино. — Прим. авт.) попасть, и в Торонто.

Фото  Игоря  ЧИЩЕНИ.

— И все–таки, Даша, почему ты решила здесь снимать первый полный метр?

— Когда работала над короткометражным фильмом «Настоящая американка», поняла, что американцев я там показала неточно, «недолюбила» — мне все время не хватало знаний о природе, ментальности, мотивации этих людей. А про жизнь здесь я все как–то глубже понимаю и чувствую. «Хрусталь» — это как раз тот случай, когда мне захотелось снять национальное кино, найти именно нашу «адметнасць». Надеюсь, мне это удалось.

СПРАВКА «СБ»

Дарья Жук — режиссер, продюсер, сценарист. Родилась в Минске в 1980 году. С отличием окончила школу искусств Колумбийского университета в Нью–Йорке в 2015 году. Ее короткометражные фильмы были представлены на престижных фестивалях, среди них «Настоящая американка», «То, что тебя не убьет», «Съесть туриста», «Воздух внутри», телевизионный пилот ситкома «Филфак».

Полнометражные документальные продюсерские работы: «Гоголь Борделло нон–стоп», «Фильм об Анне Ахматовой», «Путешествие Дмитрия Шостаковича».

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter