7 компаний имеют долю на внутреннем рынке более 20%

МАРТ и монополии

7 компаний имеют долю на внутреннем рынке более 20%
МАРТ — Министерство антимонопольного регулирования и торговли — вступило в свои права в сентябре. Такой госрегулятор рыночной экономике нужен был объективно. Обоснование важности нового государственного органа дал министр Владимир Колтович. В 2015 году в 45 территориальных единицах обнаружено превышение 20–процентной доли на рынке у 7 компаний. Хотя буквально год назад монопольное положение в 28 регионах имели лишь 4 компании. И что же?


По закону любые сделки этих субъектов хозяйствования (аренда, приобретение, строительство новых объектов) с момента превышения доли в 20 процентов считаются ничтожными. Но сегодня, как признался министр, в стране нет такой судебной практики. Необходимо наводить порядок. МАРТ намерено действовать осмотрительно. В ближайшее время в министерстве создадут общественно–консультационные советы по регулированию потребительского рынка и антимонопольной деятельности, в которые войдут, как сказал министр, знаковые люди в антимонопольной деятельности для подготовки нормативных актов: «Публичность — залог высокого уровня принимаемых правовых документов. Все они должны обсуждаться».

Остается только надеяться, что процесс подготовки нормативной базы по снижению аппетитов монополистов не затянется на годы. Поскольку в стране уже есть райцентры, в которых и, что самое тревожное, в радиусе 10 километров вокруг, не выдерживая конкуренции сетевых иностранных ретейлов, закрываются магазины райпо. Собственно говоря, Белкоопсоюз тоже сеть, но не случится ли в итоге так, что за хлебом пенсионерам из малых деревень придется ездить в райцентр, в дискаунтер с широким ассортиментом импортного товара, который, к слову, зачастую далеко не просто потому что лучший появляется на прилавках? Вот какой любопытный факт озвучил Владимир Колтович: бонусы иностранных поставщиков в наших торговых сетях нынче порой достигают 50 процентов! Это, по сути, завуалированные субсидии за то, чтобы импортный товар продавался. В России, например, есть жесткое ограничение: бонус не может быть более 10 процентов, и речь идет о сокращении до 5 процентов от объема поставки. В Беларуси подобных барьеров пока нет.

Это проблемы, которые предстоит срочно решать МАРТ, но есть и первые победы. С 1 января нынешнего года все учреждения образования, детские дошкольные учреждения обязаны проводить тендеры по выбору поставщика продукции. В чем новизна? До того ни один фермер не мог поставить картофель в школьную столовую, потому что в стране есть мелкооптовые государственные базы. Они справлялись. И все было нормально, вопрос только в цене и качестве картофеля. Сейчас конкуренция. Кстати, хорошо бы при объявлении торгов вводить квоту для малого и среднего бизнеса, как это уже делают в России и Европе. Впрочем, по поводу госзакупок у МАРТ работы — непочатый край.

По словам министра, сегодня 90 процентов госзакупок осуществляется из одного источника. Между тем на торгах крутятся суммы, сопоставимые с 11 процентами валового внутреннего продукта. Вот где немедленно надо увеличивать конкуренцию. Но как это делать правильно, опять–таки никто не знает, еще предстоит научиться. «Тема настолько тонкая, — рассуждает Владимир Колтович, — что если вести себя как слон в посудной лавке, то можно получить рост цен. Мы очень внимательно подошли к этой теме. Вопрос присутствия белорусских товаров на полках решен. Наши производители бонусы практически не платят. По Минсельхозпроду — это 0,9 процента от суммы поставки. 94 — 95 процентов бонусов платят иностранные компании».

Однако министерство обещает внимательно относиться к любым обоснованным жалобам производителей по этому поводу и рынок держать под контролем. В ближайших планах руководителя МАРТ поездка на Неделю конкуренции в Москву, где будет подписан меморандум с антимонопольной службой России об обмене информацией и опытом. Представители нашего молодого министерства намерены обсудить с коллегами цены на роуминг и интернет, например. Пообещал министр со временем дать ответ и на вопрос журналистов: почему в Беларуси лекарства в 2 — 3 раза дороже, чем в Литве и Польше?

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 180 (25062). Вторник, 20 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter