Люди и звери

На протяжении всего существования цивилизации человек разумный и братья наши меньшие живут бок о бок. Одни звери преданно служат людям, другие живут своей дикой жизнью. Баланс этих отношений складывался столетиями, но если какая-то составляющая механизма сбоит,  жди проблем. Урбанизация, уменьшение населения в сельской местности, точечная концентрация производства. В те места, откуда постепенно уходит человек, где минимизируется его присутствие, не гудят моторы и  зернотоки, обязательно приходит зверь. Ему так, конечно, проще, в том числе и  с пропитанием. А вот для людей такое соседство и небезопасно,  и неприятно,  вредит не только их усадьбам, но и земле, природе, экологии. В острых моментах темы разбирались корреспонденты «СГ».

Наглый рэкет обложил со всех сторон


Шарковщинский агрогородок Великое Село осажден несметным количеством лис и ворон

УЖЕ не один год жителям агрогородка Великое Село не дают спокойно жить лисы. Но в последнее время их набеги стали отличаться особой наглостью и жестокостью: орудуют средь бела дня, не обращая внимания на человека! Разгуливают прямо по агрогородку! Счет погубленных бройлеров, несушек, уток, гусей и цыплят идет на десятки! «СГ» немедля решила разобраться, можно ли сельчанам мирно сосуществовать с дикой природой или все-таки придется выходить на тропу войны.


От Великого Села до ближайшего леса — несколько километров. Неужели лисы приходят оттуда? Да нет, есть все признаки того, что обосновались они поближе к человеческим жилищам — около сенажных ям. Именно там их периодически видят. Причем якобы и потомство вывели. И однозначно вышли на тропу войны, проигрывающая сторона в которой — человек. Вот эти сводки боевых действий тому подтверждение.

Жительница Великого Села Татьяна Григорович, заведующая местным магазином, совсем недавно потерпела от лисьего набега. Дом ее расположен на одной из центральных улиц — Молодежной. И знала ведь, что рыжая воровка наводит шорох в агрогородке, но не думала, что самой придется с этим столкнуться. Хозяйство у нее большое — коровы, свиньи, кролики, куры, утки… Вышла на днях по зорьке доить корову и увидела под сеткой птичника основательный подкоп. Заглянула внутрь и все сразу поняла: орудовали лисы, вынесли шесть курочек и даже спасибо не тявкнули!

У Аллы Ластовки свои счеты с ворюгами, которые еще в прошлом году за один заход утащили из курятника 35 кур и цыплят. Аппетит грабители тогда умерили надолго, но недавно средь бела дня с подворья снова исчезла курица! Какие меры защиты предприняла? Собаку завела, но пока от щенка толку мало… А еще укрепила двери, стены. Не стала в этом году около дома сеять пшеницу — для зверя это было замечательным прикрытием, чтобы незаметно подбираться к своим жертвам.

У Оксаны Дешук с наглым зверем вышла вообще встреча тет-а-тет. Шла поить корову, увидела в поле лису. Стала кричать, топать… «А чуть позже побежала лиска с моей курочкой. Красивая, пушистая, ей дай еще килограммов десять в зубы, и то сдюжит», — горько шутит Оксана.

В ПРОШЛОМ году сельчане обращались со своей бедой в сельсовет, районную инспекцию охраны природы. А лисы, словно в отместку, еще больше обнаглели — как будто знают, что отстреливать их в пределах населенного пункта никак нельзя. От безысходности местные мужики уже решались на крайние меры — сами пробовали найденные лисьи норы соляркой заливать, трактором закатывали, а зверя не меньше, больше стало.

Председатель Германовичского сельсовета Елена Рубан в курсе проблемы, говорит, что лисы занимаются рэкетом не только в Великом Селе, но и в Шишках, и прекратить это безобразие непросто.

Начальник Шарковщинской инспекции природоохранных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Михаленок успокаивает: дело без внимания не оставят, заниматься им будут охотники.

Актуальной лисью тему считает исполняющий обязанности начальника районного БООР Олег Селях. Только за последние две недели на территории Шарковщинского, Германовичского, Бельдюжского сельсоветов отстрелили 16 особей. Но всего в районе зарегистрировано их около 150. Это много даже без учета приплода, а с ним цифру смело можно умножать на три.

Олег Селях не сомневается: надо сокращать поголовье. Но и тут нюансов много. В каждом сарае не посадишь человека с ружьем — отстрел ведется только на территории охотничьих угодий, в населенных пунктах — табу. Но если применять его, а также капканы сельчане на своих дворах не имеют права, то как оборониться от зверья? В качестве альтернативы предлагаются… вилы, палки. Да уж, грозное оружие… Каким надо быть Маугли или Тарзаном, чтобы подкараулить и заполучить изворотливый трофей!

СОБЕСЕДНИКИ из Великого Села говорят, что нередко можно увидеть лис около пасущегося стада в поле. Чем это может быть чревато? К примеру, в прошлом году в республике выявлено 182 случая бешенства, виновниками 65 стали именно лисы. За январь — апрель этого года уже 64. Причем на втором месте среди заболевших бешенством животных — собаки и КРС. На Витебщине в 2016 году зафиксировано 18 эпизодов заболевания, причем 10 — именно лисьего бешенства.

В республиканском государственно-общественном объединении БООР лисью проблему не отрицают, но и не драматизируют. На данный момент в республике зарегистрировано 16 тысяч лис. Много? А было еще больше! В прошлом году — 16 400, в позапрошлом — 17 тысяч, а в 2013-м — 20 тысяч! Но начальник управления охоты и рыболовства исполнительного аппарата РГОО БООР Вадим Крутько говорит, что хоть особых жалоб на этих диких животных не поступало, борьба с ними постоянно идет. За полгода по республике добыто 4500.

Интересуемся: почему тогда жителям Великого Села так не везет? Специалист предполагает, что лис там стали меньше отстреливать. Не исключено, что ареал обитания зверья стал шире. По опыту он знает, что все чаще лисы селятся в заброшенных деревнях, карьерах, даже на старых кладбищах. И зачем зверью жить в лесу, если возле деревни можно покрутиться и найти курицу. Лиса считается животным нежелательного вида, охота на нее разрешена круглогодично. Но не ближе 200 метров от населенного пункта. А если норы обнаруживаются ближе этого радиуса? Здесь методов, увы, немного: заводить собак, вешать проволоку с шумными побрякушками. Правда, бывалые охотники утешают: подрастет лисий молодняк — меньше станет и набегов.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»

korenevskaja@sb.by


В ТЕМУ

Еще одна напасть подстерегает жителей Великого Села с воздуха: в агрогородке развелось несметное количество ворон, которые мало того что, извините, гадят, так и цыплят подворовывают. Как быть в такой ситуации? По мнению заведующей лабораторией орнитологии НПЦ Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Ирины Самусенко, в агрогородке обосновались не вороны, а колония грачей — именно для них характерно селение большой стаей. В конце июня — начале июля начинается массовый вылет молодняка из гнезд. Отсюда и дополнительные шум, возня, грязь. Через некоторое время птицы разлетятся, станет потише. Ставить чучела, гонять грачей — бесполезно. Другое дело, что можно обратиться в местные службы ЖКХ, где вопрос обязаны разрешить.

У оленей тоже губа не дура


В Брестской области обустраивается буферная зона для защиты от потрав

ПОДОБНОЕ происходит крайне редко, утверждают специалисты. Тем не менее игнорировать обитающих рядом с нами представителей фауны не следует. Такое соседство зачастую становится настоящим испытанием для человека. 

В пинской деревне Лосичи и ее окрестностях это чуть ли не каждый подтвердит. Места здесь болотистые, рядом полноводные Припять и Пина. Вот бобры и строят свои домики, сооружают плотины. Местный житель Александр  Диковицкий говорит, что особенно их много в глубоких каналах, реках Стырь и Простырь, до которых рукой подать от деревни. Роют норы в рост человека. Если не знать местность, можно запросто провалиться. 

Сам Александр Алексеевич с бобрами воюет часто. Сооружать плотины они мастера. Строят долго, зато основательно. Когда вода затапливает огороды, хозяева разрушают их, но бобрам ничего не стоит за короткое время все восстановить. 

Сейчас животные ушли ближе к рекам, где больше воды. Однако в глубоких мелиоративных каналах, возле насосной станции по-прежнему продолжают появляться. Из-за малоснежных зим уровень воды заметно упал, их стало меньше. Но где гарантия, что в ближайшее время осадков не станет больше, и проблема не вернется опять? 

Для местного ОАО «Плещицы» больше хлопот бобры доставляют весной, когда на реках половодье. Если бы хватало средств на очистку мелиоративных каналов, возможно, проблемы не было  бы. Как, например, в ОАО «Святая Воля» Ивацевичского района, где от бобров не так давно тоже не знали покоя. Когда на 430 гектарах расчистили каналы, убрали растительность, бобры ушли. 

На Пружанщине другая напасть: зубры и дикие кабаны. Периодически они совершают набеги на угодья расположенных по соседству сельхозпредприятий. А директора ОАО «Родина» Александра Пища, вдобавок к кабанам,  которые портят  посевы рапса, кукурузы, беспокоят еще и олени. Территория предприятия со всех сторон окружена лесами, и оленей его работники гоняют чуть ли не каждый день. Больше всего от этих животных страдают многолетние травы, и, к сожалению, не обходится без потерь в заготовке кормов. 

Весной в соседствующих с Беловежской пущей хозяйствах орудуют зубры. Их отгоняют, специалисты постоянно дежурят на полях. Решить проблему попытались, обсудив ее с участием первого заместителя председателя Брестского облисполкома Николая Токаря. Между хозяйствами и пущей создадут так называемую буферную зону, где будут высевать рапс, травы, зерновые культуры. В свое время район передал пуще более 6 тысяч гектаров земель, которые можно использовать во благо.  Решать вопрос поручено администрации национального парка совместно с сельхозпредприятиями, которые помогут семенами, окажут другую поддержку. По мнению начальника Пружанского райсельхозпрода Елены Лопыко, такая мера должна дать отдачу. Лучше серьезно заняться проблемой один раз, чем постоянно терпеть убытки и выяснять, кто крайний. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru

Сохатый дорогу не уступит. Лучше уступить ему


В МИНУВШЕЕ воскресенье, возвращаясь от родителей, еле увернулся от косули, которая перебежала через дорогу перед самым капотом — зверя на юге Минщины развелось немерено. Знакомые сельчане говорят, собирая ягоды, можно запросто и с дикими животными пересечься. Кабанов вот мало, а вот лоси, косули, не говоря уже о вездесущих зайцах, совсем не диво. Но если в лесу такая встреча просто приятные, за очень редкими исключениями, эмоции, то на дороге — трагедия. Часто для обеих сторон.

Самые здесь опасные — лоси. Чаще всего под колеса авто попадают именно они. Особенно весной и во время сезонных миграций. Но встретить зверя можно в любую пору года. И водителю надо четко знать: это животное непредсказуемо. Оно может спокойно брести вдоль или стоять возле трассы, а потом неожиданно выскочить на проезжую часть. Вес взрослой особи достигает 600 килограммов…. Автомобиль ломает его длинные ноги, и вся эта туша вдавливается через лобовое стекло в салон... Вероятность летального исхода для человека очень высока.

Вот и неделю назад на дороге между гродненскими Любчей и Дятлово «Ауди» не разминулась с лосем: у пассажирки серьезные телесные повреждения. Возле могилевской Красницы поздно вечером 35-летний мотоциклист снес сохатого, погиб на месте. Его 33-летняя пассажирка скончалась позже в больнице.

В тот же день с разницей в час аналогичное происшествие на трассе Минск — Национальный аэропорт: водитель легкового авто также наехал на лося. 28-летняя пассажирка авто получила серьезные телесные повреждения и госпитализирована. Животное погибло, пассажирка в больнице.

Подобные случаи в сводках если не каждый день, то по несколько в месяц. Хотя, считает старший инспектор ГАИ МВД Александр Бруй, такие ДТП — скорее, стечение обстоятельств, чем закономерность. И подчеркивает, это отчасти тот случай, когда у страха глаза велики: не так уж и много у нас столкновений с лосями. В 2014 году — 7, в 2015-м — 4, в 2016-м — 2. Правда, в этом их количество резко возросло — уже 6. Для сравнения, в Эстонии их — 151.

Минимизировать число таких ДТП предлагают даже ученые. Они собрали данные о местах наибольшего скопления копытных, путях их миграций и наложили на карту. Пересечения с автодорогами и есть те самые опасные участки. Там расположены миграционные коридоры. Их ширина может достигать 3—8 километров.

На западе используют виадуки — специальные мосты для перехода с зелеными насаждениями — кустами, деревьями. Правда, стоимость их зашкаливает — не один десяток миллионов евро. Более дешевый и не менее эффективный способ — пускать животных по переходам под дорогой. Или же приспособить конструкции для перепуска воды.

Только здесь проблема — зверь не всегда захочет в такие рамки вписываться. Заведующий сектором НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Руслан Новицкий предлагает заманивать дикого зверя комбинациями из растений, а коридор огораживать сетчатой конструкцией. Так уже сделали в Беловежской пуще в районе 72-го километра трассы Минск — Гомель. Есть проект для М-6 (Минск — Гродно).

Если использовать такой способ, не понадобятся многокилометровые сетчатые ограждения, которых очень много на новых трассах. Как по моему мнению, они мало того что затрудняют человеку проход в лес, так еще и копытных ставят в тупик. С одной стороны трассы дырка в сетке есть, с другой нет. Выбежал лось на дорогу, рад бы обратно, да не знает как.

ГАИ РЕКОМЕНДУЕТ 

Не пробуйте обогнать животное. Зверь побежит  еще быстрее, они редко поворачивают назад. Олени и кабаны обитают стадами. За одним может выскочить еще несколько. Наиболее опасное — вечернее и ночное время суток. На опасных участках дорог установлены предупреждающие знаки 1.25 «Дикие животные».

В ТЕМУ 

Только в Гродненской области в 2016 году по сравнению с 2015-м численность оленя увеличилась до 2348 особей, косули — до 11 367. Возросла до 2735 голов популяция лося — это на 18 процентов больше оптимальной численности.

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

kovalev@sb.by 

С волками иначе не делать мировой…


Серые хищники и бобры выступают на Гомельщине единым фронтом против человека

ПРОШЛОЙ весной волки выходили из леса стаями, нападали на подворья и насмерть загрызали собак в нескольких населенных пунктах Наровлянского района. Только в деревне Киров жители видели до 20 особей. Люди боялись отпускать детей в школу, с наступлением темноты сидели по домом, слушая неумолчный волчий вой.


Тогда на защиту сельчан встали сотрудники МЧС и милиция, перемещения волков отслеживал специальный патруль. Причиной столь небывалой агрессии у зверя явился элементарный голод, вызванный сокращением численности кабанов, которых почти извели в связи с угрозой АЧС. Но в природе и в самом деле все взаимосвязано и пустых ниш не бывает. Раньше огромный ущерб посевным площадям близлежащих сельхозпредприятий приносили именно кабаны: если их команда заходила на кукурузное поле, через пару часов оно превращалось в стадион. Кабанов не стало, и волки, которые раньше ими питались, подались на фермы резать домашний скот и таскать деревенских собак.

Сейчас за серых со всей серьезностью взялись работники областного производственного лесохозяйственного объединения. Только за прошлый год в области уничтожено 660 волков — это почти половина от отстрелянных по стране. Генеральный директор ОПЛХО Михаил Супрун объясняет это тем, что на Гомельщине их популяция стала самой крупной. Тому есть несколько причин. Во-первых, здесь самая высокая лесистость, во-вторых, два немалых заповедника, в одном из которых — Полесском радиационно-экологическом — полностью запрещено вести хозяйственную деятельность. И в-третьих, общая граница с обширными лесными массивами, а также с территориями России и Украины, откуда после катастрофы на ЧАЭС были отселены люди. Статистика подтверждает: больше всего волков отстреливается именно в приграничных Брагинском, Ельском, Добрушском районах.

Но волки и кое-где уцелевшие кабаны — не единственные, кто претендует на людское добро. Как-то всполошились дачники, которые зимуют на своих фазендах в лесных окрестностях деревни Дударево Добрушского района: за ночь неизвестный зверь в нескольких сараях передушил кур и кроликов. Люди терялись в догадках: нашкодила куница, лесной хорек или енотовидная собака, которую летом встречали на лесных стежках? Ко всему прочему, на этой территории водятся и рыси, местные охотники это подтверждают.

У дачников в Гомельском районе также появились беспокойные соседи: на территории садового товарищества «Родничок» поселились бобры. Они прибыли сюда еще четыре года назад с большой водой по искусственным каналам. Следующие три года уровень воды был запредельно низким, и этим полуводным млекопитающим не суждено было вернуться обратно.

Все бы ничего, если бы зверьки напрочь не погрызли яблони, вишни, груши, сливы, абрикосы и другие плодовые деревья. Уцелевшие или только немного попорченные дачники обвязывают и обкладывают чем только можно: рубероидом, шифером, железом, старыми колготками.

Рядом с кооперативом, кстати, находится озеро, вокруг которого росло много деревьев. Сегодня его берега пустынны, все уничтожили бобры. Люди и купаться-то боятся, опасаясь столкнуться с грызунами, и детей в воду не пускают.

В Гомельский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в последние годы поступало немало заявлений и жалоб на изрядно надоевших животных, еще недавно занесенных в Красную книгу, а сегодня заметно расплодившихся. Бобры наносят вред не только садовым участкам, но и лесам, сельхозугодьям, дорогам. А владельцы участков садового товарищества «Родничок» подают сигнал SOS и просят помощи.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

nvakulich2016@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter