Любить человека

Дело вкуса от Элеоноры Езерской

Она была очень красива, породиста и еще невероятно умна. Прожила долгую и, в общем, счастливую жизнь. Ее часто называли советской Гретой Гарбо. И действительно, такой стати, красивых серо–синих лучистых глаз и изысканных манер в советском кино больше не было ни у кого.


Тамара Макарова. Ей было уже почти семьдесят, когда она снялась в фильме мужа «Дочки–матери», известного кинорежиссера Сергея Герасимова. Внешне в жизни Тамары Макаровой все было превосходно. Блестяще сыгранные роли, муж–интеллектуал, многочисленные кинонаграды, любовь зрителей. Но почему у Тамары Федоровны иногда были такие грустные глаза? Что скрывала она от всех? Об этом знали немногие.


Актриса родилась и выросла в Санкт–Петербурге, на Лиговке. В юности увлекалась танцами, особенно любила чарльстон. От хобби, возможно, и появилась эта привычка на всю жизнь — никогда не есть на ночь и что попало, тщательно следить за весом, всегда быть в форме и прямо держать спину. Склонная к полноте, она даже детей не завела, чтобы не испортить фигуру. Правда, потом об этом очень жалела... В кино попала случайно, однажды на улице остановили с банальным вопросом: «Девушка, хотите сниматься в кино?» Окончила студию Трауберга и Козинцева. Но актрисой ее сделал, конечно, Сергей Герасимов. Она снялась у него в «Семеро смелых», потом была «Учитель», затем — «Маскарад».


Тамара Федоровна всегда была очень хорошо и модно одета, ухожена. В распорядке дня был не только душ, но и гимнастика. Говорят, даже собственному мужу никогда не показывалась на глаза без косметики и украшений. Ей было уже 75, а фигура была, как у молодой женщины. С Герасимовым они были звездной парой. Вместе работали в кино, вместе появлялись на правительственных приемах. Однажды перед началом очередного фуршета у нее упало пальто. Какой–то мужчина ей его подал. Когда она обернулась, чтобы поблагодарить, то чуть не упала в обморок. Это был Иосиф Сталин.


Макарова очень любила своего мужа. Обожала слушать его речи, а говорил он всегда прекрасно, умно и темпераментно. Всегда ловила его взгляд. Вначале он был влюбленный и страстный и предназначен только ей. Потом этот взгляд был направлен и на других женщин. Не заметить этого она не могла. Конечно, страдала, переживала. Но, надев на себя маску королевского безразличия, держалась превосходно. Строгая, даже несколько надменная, она скрывала от всех свои обиды. Ей хватило ума никогда ни в чем не упрекать своего знаменитого мужа. Никогда не повышать на него голос... Она точно знала: он все равно всегда вернется к ней... Вместе они прожили 57 лет. Герасимов влюблялся часто. Говорят, был сильно увлечен Нонной Мордюковой, тогда своей студенткой, которая сыграла в его фильме «Молодая гвардия». Он даже приезжал в ее станицу просить руки Мордюковой. Но Макарова была права: Герасимов со временем вернулся к ней, а Нонне Викторовне по–своему отомстил, пригласив на роль казачки Аксиньи в фильм «Тихий Дон» не ее, а Элину Быстрицкую. Когда были съемки картины «Любить человека», Сергей Аполлинарьевич влюбился в актрису Любовь Виролайнен. В этом она призналась сама. Был бурный роман, дорогие подарки, поездки за границу... Макарова все знала. Ей было чрезвычайно трудно, но она сдерживала себя, правда, перестала здороваться с молодой актрисой.


Когда Герасимов умер, Макаровой стало очень одиноко. Хотя раньше она, по собственным словам, одиночество любила. Актриса начала часто звонить своим друзьям, приглашать их в гости. Правда, с годами посетителей становилось все меньше. Макарова с удовольствием встречалась с учениками — Н.Бондарчук, С.Никоненко, Л.Гурченко, А.Ларионовой, Л.Удовиченко, Л.Лужиной, Н.Белохвостиковой, Н.Аринбасаровой. Тамара Федоровна оставалась жить в огромной квартире на Кутузовском проспекте, хотя содержать большую квартиру было уже трудно. Поэтому радовалась даже банке кофе, которую приносил очередной гость или гостья. Незадолго до смерти Макарова устроила в Доме кино пышный юбилейный вечер, посвященный творчеству ее мужа. Она вышла на сцену на очень высоких каблуках, как всегда с прямой спиной. Ей было уже 88, а злые языки утверждали, что все 93. Но Тамара Федоровна была по–своему счастлива в этот вечер: она еще раз смогла почтить память мужа, которого так сильно любила...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter