О претензиях Россельхознадзора

Логика, которую сложно понять

Пожалуй, следовало ожидать, что после пятничной жесткой критики Президента в адрес Россельхознадзора эта структура поспешит оправдаться. Уже к вечеру на лентах информагентств появилась информация, что в ответ на претензии белорусской стороны раскрыты факты якобы дискриминации российской продукции на нашем рынке. Однако такое развитие дискуссии отнюдь не приближает к разрешению спорных рабочих моментов. Скорее, наоборот, способно запутать ситуацию еще больше.

Суть в следующем. Россельхознадзор сетует на то, что при поставках в Беларусь некоторых видов российской животноводческой продукции, а также кормов и ветпрепаратов необходимо разрешение нашей ветеринарной службы. Вот это требование и видится партнерам дискриминационным. Хотя само же ведомство и объяснило, почему такая мера в свое время была принята: «так как в России сложилась неблагополучная ситуация по ящуру, гриппу птиц и африканской чуме свиней...»

Как профессионалы своего дела специалисты Россельхознадзора, конечно же, понимают, что надежная защита животных от заразы возможна только при жестком контроле всего, что так или иначе с ними контактирует. В Беларуси, несколько лет назад потерявшей из–за АЧС львиную долю поголовья свиней, тема особенно горяча. Потери сполна не восстановлены до сих пор. Нужно было махнуть рукой на доходную отрасль и пустить дело на самотек? Не по–хозяйски. Вот и задействованы контрольные механизмы. Стоит подчеркнуть: контрольные, но не запретительные. Получение разрешения, быть может, чуть удлиняет путь на рынок, но отнюдь не закрывает его. Добросовестным производителям тут волноваться не о чем. Тогда зачем чисто технический локальный нюанс вдруг раздувается до масштабов системной проблемы? Ведь очевидно, если и есть какие–то здесь шероховатости, то они легко снимаются в рабочем порядке. Однако складывается впечатление, что Россельхознадзор намеренно ведет содержание дискуссии к формуле: что первично — яйцо или курица.

Об этом говорит хронология некоторых событий. Сначала глава структуры господин Данкверт в одном из интервью с сомнением отзывается о качестве белорусской молочной продукции. Из Минска следует жесткая реакция на безосновательность заявлений. После в качестве объяснения позиции партнерами выдвигается тезис о контроле за ветпрепаратами и кормами. Витиеватая логика получается следующая: мы сомневаемся в качестве молока потому, что еще раньше белорусы усомнились в безопасности наших кормов. Сдается, с причинно–следственными связями здесь явно что–то не так. Как и в еще одном умозаключении российских специалистов.

Рассуждая «о качестве белорусской молочной продукции», господин Данкверт насторожился ростом ее поставок в Россию. Опять странное построение претензии: товар однозначно хуже, если его стало больше. Хотя, может, именно в такой конструкции и кроется истинный смысл непримиримости Россельхознадзора. Сам факт (если он действительно есть) увеличения продаж нашими предприятиями можно объяснить колоссальными государственными инвестициями последних лет в развитие мясо–молочной отрасли. Мы строили новые комплексы, закупали продуктивный скот, совершенствовали производство кормов. Результат не заставил себя ждать: производство молока неуклонно растет. И стремились мы к этому явно не за тем, чтобы радоваться красивой статистике, а для того, чтобы больше производить масла, сыра, творога, йогуртов, кефира и глазированных сырков. Продавать их, преимущественно в другие страны, так как сами себя давно уже накормили сполна, и зарабатывать на этом все больше.

Нашим партнерам в условиях санкций и антисанкций радоваться бы, что белорусы помогают удовлетворить потребности людей в молоке. Ведь собственного производства для стопроцентного покрытия спроса недостаточно. Но все почему–то получается наоборот. Предположу, что из–за пересечения интересов наших поставщиков и собственных производителей на наиболее емких сегментах рынка. Но в этом случае Россельхознадзору просто надо честно признать, что он занимается лоббированием чьих–то коммерческих интересов. Тогда все встанет на свои места, и искать логику в претензиях, ее не имеющих, не придется.

Напоследок еще один примечательный факт. Заявления о взрывном росте поставок белорусской молочки на российский рынок не подтверждаются статистикой наших производителей. Когда они попросили показать расчеты, свидетельствующие о заявленном увеличении продаж, российские коллеги затруднились сделать это оперативно. Поэтому в эти дни работает совместная рабочая группа по изучению всех спорных моментов. Ожидается, что к четвергу могут появиться первые результаты. Будем надеяться, что выводы позволят ослабить никому не нужный нерв в диалоге и сотрудничество вернется в спокойное русло. На радость рядовому потребителю, который в России всегда охотно голосует рублем за белорусское продовольствие.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 239 (25121). Вторник, 13 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter