Лентяю не место в аудитории

Об итогах ЦТ

Уже через неделю вступительная кампания подведет свой первый итог: станет ясно, кому посчастливилось пройти на бюджет, а кому знаний хватило только на платное отделение. Впрочем, их уровень у нынешних абитуриентов начали обсуждать куда раньше, чем были обнародованы результаты ЦТ.


Чему люди учились 11 лет? 24 тысячи человек не знают на элементарном уровне математику. С физическими законами незнакомы 12,5 тысячи абитуриентов. Иными словами, где–то 40 процентам потенциальных программистов и инженеров заказан вход в вуз. Но ведь если сравнивать с предыдущими годами — это прогресс! Два года назад почти 60 — 70 процентов тестируемых по этим предметам не могли преодолеть планку 20 баллов. И потом, если в прошлом году по физике только двое набрали 100 баллов, то в этом — 46! А по математике 146 абитуриентов (в три раза больше!) показали максимальный результат. Такого количества высших оценок не было за всю историю ЦТ.


Но глаза режут «двоечники». Ведь в целом по итогам ЦТ каждый третий не смог подать документы в вуз. И это, наверное, к лучшему. Среди них, не преодолевших нижнего порога, полно тех, кто приходил на ЦТ на 5 минут — просто «поиграть в лотерею». Представьте себе, в БГТУ с тестирования по физике первый абитуриент вышел через 3 минуты. И это не рекорд! В БГУ до сих пор вспоминают поступающего, который бланк ответов сдал еще до того, как вскрыли пакет с тестами. Просто бездумно расставил крестики, даже не видя вопросов. В БНТУ подсчитали, сколько абитуриентов покидают аудитории за первые полчаса. 452 человека из 2.453 тестируемых! Но, чтобы прочесть условия 30 задач, вникнуть в их суть, нужно хоть минуту каждой уделить. Вот еще... Они, видимо, еще на пороге вуза с друзьями договорились: «Встречаемся через полчаса». Так школа ли виновата в том, что планка оказалась кому–то не по зубам? Или все–таки детские надежды на авось?


Увы, сейчас о студенческой скамье всерьез задумываются все кому не лень, не имея для этого никакого интеллектуального багажа. Когда сделали порог для поступления 10 — 20 баллов, в вузовской среде засомневались: не много ли отсекаем? На мой взгляд, еще и маловато. Потому что нижнего порога достигают даже те, кто о предмете имеет весьма туманное представление. «По физике выбрал каждый 3–й ответ — 28!» — рассказывал один абитуриент. «А я 17 лет назад школу окончила, и без подготовки — 30 баллов», — хвасталась результатом по математике мама четверых детей.


В некоторых вузах переживают, что повышение порога отсечет опытных заочников, у которых большой стаж, но школьные знания потускнели. Но как человек может получать высшее образование, не владея базовым, пусть он хоть трижды классный рабочий с золотыми руками? Преподаватели до недавнего времени не то что энтузиазм, дар речи теряли, когда к ним приходили «физики», которые не знали, в каких единицах измеряется напряжение, и «математики», не способные высчитать скорость или площадь фигуры. Педагогам нужно вузовскую программу давать, а они... школьный курс преподают. Пару лет назад и сама, каюсь, чисто ради журналистского эксперимента «покушалась» на статистику ЦТ, сдавая физику «наугад». Как потенциальный заочник, которому нет времени готовиться к ЦТ. В итоге — 20 баллов. Без всякого напряжения извилин. Что я сделала? Что–то отвечала интуитивно. Где–то приведенные ответы подставляла в условие и высчитывала правильный результат. Но с такими знаниями мне и в голову не пришло бы получать техническое образование!


Удивляет другое: насколько нужно быть «неудачливым», чтобы не набрать этот минимум? Если даже метод «научного тыка» дает 10 — 15 процентов. Это что–то из разряда «действовал под наркозом»... Впрочем, в этом году один такой абитуриент со стажем поразил комиссию, достав из–за пазухи 100 граммов коньячка. «Для храбрости», — объяснил экзаменаторам, которые совсем растерялись: выгнать его из аудитории или нет — в положении о порядке проведения ЦТ ничего на этот случай не сказано...


И еще одна цифра для размышлений: в прошлом учебном году из вузов были отчислены 19 тысяч человек. Не те ли это умники, которые набрали от 7 до 15 баллов минувшим летом? Резонен вопрос экспертов: зачем же на них тратить время, снижая тем самым уровень преподавания? Поначалу они не учатся в школе, потом бьют баклуши в вузе (я же заплатил, еще и учиться должен?!), и какие же из них вырастут специалисты? Мое мнение: приток лентяев в вузы надо ограничивать. У них самих это, само собой, вызовет недовольство, зато будущие абитуриенты будут понимать: чтобы чего–то достичь, нужно упорно трудиться.

 

Советская Белоруссия №136 (24273). Четверг, 25 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter