О ситуации вокруг техрегламента Таможенного союза на продукцию легпрома

Ларек закрыт, все ушли на базу

В ситуации вокруг техрегламента Таможенного союза на продукцию легпрома появился промежуточный итог. Предпринимателям предложили организовать закупки товара через действующие в стране оптовые базы. Идея, скажу так, небесспорна. Как говорится, на бумаге легко, а жизнь сложнее. Однако обо всем по порядку.


Некоторое время назад было решено искать в решении проблемы разумные компромиссы. Именно для этого и было отсрочено введение новых правил. Правда, со стороны предпринимателей действительно глубоких предложений не прозвучало. А инициативу Правительства озвучил 15 ноября на встрече с предпринимателями вице–премьер Петр Прокопович.


Корень проблемы в чем? Некоторые рыночные торговцы не могут подтвердить документами происхождение товара. Самим сертификация не по карману, а посредники–оптовики, скажем, в Москве от них отмахиваются как от назойливых мух: не нравится без документов — не бери вообще. В такой системе координат можно действительно остаться без работы и дохода. А коль так, то систему надо поменять. Что и было предложено П.Прокоповичем.


Разговор об этом продолжился 10 дней спустя в Минторге. Предпринимателям напомнили: в стране достаточно оптовых баз, способных закупать крупные партии каких угодно товаров. Выбирай подходящую по профилю структуру и веди переговоры. Тем более что «добро» дано на правительственном уровне. Да, с владельцем одной палатки предметного разговора не получится. Но прогуляйтесь, например, по рынку в Ждановичах. Только в одном торговом ряду легко найдете с десяток продавцов товара схожего ассортимента. Который и произведен, скорее всего, в одном цехе. А если торговцам с двух–трех рядов сформировать общую заявку, прийти с ней к оптовику? Тот что, откажется от дополнительного заработка?


Вот здесь позволю себе высказать некоторые сомнения. Сам замысел вроде бы логичен. Но есть ли у наших баз достаточно специалистов в сфере внешней торговли, которые смогут оперативно наладить работу по заказу предпринимателей? Они в большинстве своем ориентированы на распространение продукции собственных производителей. Что отчетливо видно по сайтам этих структур. Но самое главное: базы будут, как и крупные частные оптовики, закупать продукцию за собственные средства или станут собирать предоплату с мелких предпринимателей, у которых все деньги, как правило, в обороте? Вопросов хватает, и на них надо отвечать.


А вот прозвучавшее недавно предложение РУП «Белтаможсервис» показалось достаточно дельным. У этой организации очень сильная логистика. Профессиональный штат специалистов, необходимых во внешней торговле. В чем автор этих строк убедился лично, побывав недавно в одном из логистических центров под Минском во время его посещения Президентом. Все документы приходят в электронном виде на место, едва груз покидает точку отправления. Уже сегодня через Беларусь еженедельно проходят транзитом до 4 контейнеров из Китая в Европу. «Белтаможсервис» готов помочь в использовании этого канала. Время в пути (внимание!) — около 4 дней. И никаких дополнительных временных затрат на оформление и растаможку. Почему бы не работать? Уверен, надо будет больше — будет больше и вагонов. Есть над чем поразмышлять. И это надо делать. Поскольку у проблемы есть и другая сторона.


К предложениям, прозвучавшим в Минторге, предприниматели отнеслись достаточно прохладно. Некоторые и вовсе заявили, что в таких услугах не нуждаются. А чем плохо? Кто не знает, что на привозном ширпотребе некоторые господа ИП закладывают прибыль в 300(!) процентов. Зачем таким «изменения»? Они считают, что нужно оставить все как есть. Создавайте, мол, своих оптовиков, посмотрим, что получится. Но это тоже ущербная позиция. Повторю, проблему можно решить только сообща. Поскольку других условий работы не будет. И об этом надо говорить предпринимателям честно и откровенно.


Суть проста: Правительство просто не имеет полномочий изменить общее для Таможенного союза и Единого экономического пространства правило. Это компетенция наднационального органа — Евразийской экономической комиссии. В силу принятых межгосударственных обязательств проигнорировать любое решение ЕЭК невозможно. Локальный предпринимательский, вполне решаемый вопрос обретает глобальный политический подтекст.


С логистикой — ясно, а как быть с логикой? В стране всего 265.000 действующих индивидуальных предпринимателей. Что, больше половины занимаются импортом легпрома? А где строители, мебельщики, установщики окон и дверей, подвесных потолков и карнизов, рекламой которых пестрят интернет и газеты? А в торговле нет ИП, продающих продукты, посуду, бытовую технику, компьютеры и прочие товары? Да и в секторе легпрома немало предпринимателей, которые к нововведению отнеслись вполне спокойно. Снова приглашаю пройтись по рынкам. Без труда найдете точки с вполне добротным китайским товаром фабричного производства, на который документы в полном порядке. Почему же какая–то часть коммерсантов не может так работать?


Ответ сложен. А вопросы множатся.


Не станут ли новые оптовые базы носителями старых торговых форм и методов? Не искусятся ли корыстными возможностями, которые даст им монополизм? Не отмахнутся ли от того, что сегодняшний потребитель требует широкого ассортимента и не удовлетворится формулой «одет по сезону»? Ответы нужны предметные и ясные.


Советская Белоруссия №223 (24360). Среда, 27 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter