Кто платит за разбитый товар в магазине?

“В магазине я случайно задела банку консервов, которая упала со стеллажа и разбилась. Меня тут же заставили ущерб возместить. Это правильно? Анна, Солигорск”.


Елена Олехнович, адвокат Юридической консультации Солигорского района:

- Однозначно ответить на вопрос сложно. Может быть две ситуации: первая - виновен покупатель и вторая - виновен магазин.

Согласно части первой пункта первого статьи 933 Гражданского кодекса вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме человеком, причинившим вред. Однако согласно пункт второй той же статьи освобождает причинителя вреда от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В любом случае, если покупатель не желает оплатить поврежденный товар на месте, то продавец не может заставить его это сделать. Как подсказывает статья 951 Гражданского кодекса, обязать возместить ущерб может только суд при наличии доказанной вины покупателя.

Причинение вреда покупателем может быть как умышленное, так и неумышленное, например, в результате невнимательности.

Но часто бывают случаи, когда виноват магазин: стеллажи в магазинах расставлены не в соответствии с предусмотренными нормами, слишком близко друг к другу, либо проходы загромождены, когда в магазинах полы скользкие, либо товар разбит из-за того, что он был поставлен неустойчиво на краю стеллажа. В таких ситуациях вины покупателя нет, и соответственно возмещать ущерб он магазину не должен.

В любом случае, когда вы понимаете, что товар был уничтожен или поврежден по вашей вине, то лучше оплатить его, не вступая в конфликт.

Однако если вы считаете, что уничтожение товара, либо его повреждение произошло по вине магазина, вы не должны ничего платить на месте. Настаивайте на составлении акта, вносите в него все свои замечания (в том числе произведите замер прохода между стеллажами и внесите его результаты в акт), запишите данные лиц, которые явились очевидцами происшедшего, а также сфотографируйте расстановку товаров, проход между стеллажами. Вы также можете потребовать книгу замечаний и предложений и учинить в ней запись, изложив в ней обстоятельства, происшедшего инцидента. Такими действиями вы подготовитесь защищать свои права в суде.

aelita@sb.by

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Присылайте нам ваши вопросы и жалобы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter